Кирт, Н. Л. Эффективность использования сетевого образовательного модуля в процессе изучения дисциплины «психология» / Н. Л. Кирт, В. Н. Колесников, Л. И. Теплова // Непрерывное образование: XXI век. – 2016. – Вып. 4 (16). − DOI: 10.15393/j5.art.2016.3344


Выпуск № 4 (16)

Кадровые и методические ресурсы непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 378.147.227

Эффективность использования сетевого образовательного модуля в процессе изучения дисциплины «психология»

Кирт Наталья Леонидовна
доцент кафедры психологии Петрозаводского государственного университета
кандидат психологических наук
(Петрозаводск, Россия)
kirt_n@mail.ru
Колесников Вадим Николаевич
кандидат психологических наук, доцент
заведующий кафедрой психологии Петрозаводского государственного университета
(Петрозаводск, Россия)
kolesvad@mail.ru
Теплова Лидия Ивановна
кандидат психологических наук
доцент кафедры психологии Петрозаводского государственного университета
(Петрозаводск, Россия)
rizovtpl@onego.ru
Ключевые слова:
электронное обучение
электронный образовательный ресурс
сетевой образовательный модуль
интерактивное обучение
преподавание психологии в вузе.
Аннотация: в условиях развития процессов информатизации современного образования возникает необходимость создания и продуктивного использования информационных образовательных ресурсов. Статья посвящена проблеме оценки эффективности использования сетевого образовательного модуля в подготовке бакалавров и специалистов различных направлений подготовки в процессе изучения дисциплины «Психология». Сетевой образовательный модуль является разновидностью электронных образовательных ресурсов и рассматривается как средство интерактивного электронного обучения, которое используется для дистанционного сопровождения образовательного процесса и с использованием интернет-ресурсов. Дидактические возможности сетевого обучения обеспечивают активизацию учебной деятельности студентов и создают новые условия взаимодействия субъектов образовательного процесса. В статье проанализирован опыт использования сетевого образовательного модуля «Психология», спроектированного в платформе Blackboard для дистанционного сопровождения обучения студентов. С помощью анкетирования учащихся проведена оценка эффективности образовательной технологии, исследовано отношение студентов к электронному обучению, выявлены его достоинства и недостатки. Представленный в статье материал может быть полезен для преподавателей высших и средних профессиональных учебных заведений.
Статья поступила: 16.11.2016; Принята к публикации: 02.12.2016; Размещена в сети: 20.12.2016.

The efficiency of the use on-line educational module in the process of studying psychology

Kirt Natalya
Ph.D.
Associate professor at the Chair of Psychology of Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russia)
kirt_n@mail.ru
Kolesnikov Vadim
Ph.D.
Head of the Chair of Psychology of Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russia)
kolesvad@mail.ru
Teplova Lidia
Ph.D.
Associate professor at the Chair of Psychology of Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russia)
rizovtpl@onego.ru
Keywords:
e-learning
e-learning resources
online learning module interactive learning
teaching psychology at the University.
Abstract: under the conditions of informatization of the process of modern education there is a need for the development and productive use of information educational resources. The article is focused on the problem of assessing the effectiveness of the use of on-line educational module in teaching psychology at the University. The web-based educational module is a kind of electronic educational resources and is viewed as a means of interactive e-learning, which is used for the remote support of the educational process alongside with the use of the Internet resources. The didactic possibilities of online learning ensure the intensification of training activities for students and create new ways of interaction between the subjects of educational process. The article analyzes the experience of using on-line educational module «Psychology», based on the Blackboard platform as a means for distance learning support. The survey was used for measuring the effectiveness of educational technology. The results of the survey showed the students' attitudes toward e-learning and revealed the strengths and weaknesses of the educational module. The outcome of the research may be useful for teachers of higher and secondary professional educational institutions.
Paper submitted on: 16.11.2016; Accepted on: 02.12.2016; Published online on: 20.12.2016.

В связи с быстрым развитием и широким распространением в современном обществе информационных технологий в системе высшего образования происходят серьезные изменения. В образовательный процесс все активнее внедряется электронное обучение, которое основывается на использовании информационно-коммуникационных технологий. Это обусловлено еще и тем, что изменились требования к выпускникам современного вуза. В соответствии с ФГОС, у выпускников высшей школы должны быть сформированы различные компетенции, среди которых важное место занимает информационно-коммуникационная компетентность. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать использование в учебном процессе активных и интерактивных форм, методов и технологий обучения.

Электронное образование (e-learning) реализуется с помощью разнообразных электронных образовательных ресурсов. Под электронным образовательным ресурсом понимают различные средства обучения, разработанные и реализуемые на базе компьютерных технологий. Актуальность приобретает также проблема создания единой образовательной среды вуза и ее интеграции в информационно-образовательное пространство, что обеспечивает доступность учебно-методических материалов как для учащихся, так и для педагогических работников. Создание единой учебной базы создает условия для реализации идеи непрерывного образования.

Тем не менее в реальной практике вузовской работы пока доминируют традиционные образовательные технологии, которые не позволяют достигать высоких результатов в обучении и реализовывать творческий потенциал участников образовательного процесса. Поэтому в последние годы в высших учебных заведениях в рамках традиционных способов организации образовательного процесса все большее распространение получают электронные учебно-методические комплексы и электронные учебные курсы, в том числе и сетевые.

Многолетний опыт преподавания психологии показывает, что зачастую люди, не изучавшие ранее эту дисциплину, считают ее очень простой и легкой, не требующей приложения больших усилий. Это, скорее всего, обусловлено влиянием средств массовой информации, которые необдуманно оперируют психологической терминологией и ссылаются на непроверенные данные. Кроме того, мы наблюдаем огромное количество «околопсихологических» знаний в различных источниках. На самом же деле психологическая наука – одна из сложнейших отраслей знания. Она является одновременно естественно-научной и гуманитарной дисциплиной, обладает рядом противоречий и требует особого подхода как в преподавании, так и в изучении.

В связи с вышесказанным существует необходимость разработки новых технологий обучения в преподавании психологии в современном вузе. По определению Т. А. Бабаковой, педагогическая (образовательная) технология - это обоснованная в рамках определенной педагогической концепции модель совместной деятельности субъектов педагогического процесса, характеризующаяся четкими целевыми установками, последовательностью действий (алгоритмом), специфическими средствами, контролируемостью, воспроизводимостью в сходных условиях [1].

Существуют разные подходы к пониманию сетевого обучения, но практически все исследователи в этом понятии делают акцент на активном взаимодействии участников образовательного процесса. В данном случае мы будем основываться на концепции открытого обучения в электронной информационно-образовательной среде, то есть рассматривать сетевое обучение как реализацию учебного процесса с использованием сетевых технологий. К основным дидактическим возможностям сетевого обучения можно отнести:

- визуализацию учебной информации об изучаемом объекте с помощью компьютерных средств;

- реализацию интерактивного взаимодействия;

- хранение больших объемов учебной информации с возможностью легкого доступа;

- автоматизацию процессов управления учебной деятельностью обучающихся, информационно-методического обеспечения и контроля результатов усвоения учебного материала [4].

Сетевой образовательный модуль (СОМ) представляет собой предметный содержательный модуль, который дополняет образовательную программу и реализуется в рамках сетевого взаимодействия с использованием ресурсов Интернет. Использование данной технологии направлено на интеллектуальное и личностное развитие обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей. Кроме того, реализация сетевых образовательных модулей обеспечивает развитие информационно-коммуникационной компетентности личности. Разработка сетевого образовательного модуля «Психология», о котором идет речь в статье, была выполнена при поддержке Программы стратегического развития Петрозаводского государственного университета на 2012–2016 гг.

При проектировании применялся модульный подход, который обеспечивает открытость структуры, возможность ее дополнения, расширения содержания, а также создает большую гибкость и вариативность реализации учебного процесса. Модульное построение позволяет преподавателю гибко использовать материал в зависимости от названия дисциплины, ее целей и задач, объема и уровня подготовки студентов; способствует ускорению процесса обновления содержания учебно-методического обеспечения. Глубину изучения учебного материала можно варьировать с помощью использования набора тем в содержании преподаваемой дисциплины и заданий для самостоятельной работы студентов. Применение сетевого образовательного модуля обеспечивает студентам возможность получать информацию в удобном для них режиме, в соответствующем их возможностям и потребностям объеме, т. е. создает условия выбора индивидуальной траектории обучения.

В состав электронного образовательного ресурса входит образовательный контент (структурированное предметное содержание) и метаданные (информация о структуре и содержании контента) [2]. Структура сетевого образовательного модуля включает: описание курса, рабочую программу, материалы лекционных занятий и их информационное обеспечение; методические указания для семинарских и практических занятий; задания для самостоятельной работы студентов, описание балльно-рейтинговой системы оценивания результатов деятельности учащихся, учебные и исследовательские задания, тесты промежуточного и итогового контроля, контрольные вопросы, электронные книги, учебное видео, сведения об авторах и средства обеспечения интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Кроме того, в содержание модуля включены: глоссарий основных терминов по дисциплине, а также разделы «Это интересно», где представлены примеры известных психологических экспериментов и любопытные психологические факты, и «Познай себя», содержащий различные психологические тесты и опросники для изучения личностных особенностей студентов.

Предметом научно-методического исследования, результаты которого представлены в данной статье, явилась оценка эффективности использования сетевого образовательного модуля в процессе преподавания психологии. В ходе исследовательской работы были поставлены и решались следующие задачи:

- обосновать целесообразность разработки и использования технологии сетевого обучения при подготовке студентов по психологии;

- на основе общих требований к технологии разработать и реализовать в учебном процессе сетевой образовательный модуль «Психология»;

- оценить эффективность применения сетевого образовательного модуля на основе проверки качества знаний студентов и анкетирования учащихся.

Апробация сетевого образовательного модуля по психологии проводилась в 2014/15 и 2015/16 учеб. гг. Работа осуществлялась со студентами, обучающимся по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Социальная работа» и специальности «Лечебное дело». Для исследования использовались специально разработанная анкета, составленная на основе опросника А. И. Назарова [3], анализ успеваемости студентов и данные, полученные с помощью наблюдения и бесед. Анализ полученных данных проводился по следующим разделам: оценка качества учебных материалов, представленных в сетевом образовательном модуле; оценка его технических параметров; оценка эффективности балльно-рейтинговой системы; оценка общей эффективности использования данной технологии в процессе преподавания психологии.

Оценка качества учебных материалов, представленных в сетевом образовательном модуле. По мнению 97,4 % опрошенных, объем представленных учебных материалов достаточен для овладения учебной дисциплиной. Студенты высоко оценили доступность изложения материалов (50 % согласились с утверждением «в основном понятно», 47,4 % − «почти все понятно»). Среди самых интересных разделов курса студенты называют общение, эмоциональные процессы, индивидуально-психологические особенности личности и описание психологических особенностей человека в разные возрастные периоды. На достаточно высокий уровень сложности освоения содержания дисциплины указали больше половины студентов (55,3 %), и только у 28,9 % изучение психологии с использованием сетевого образовательного модуля затруднений не вызывало.

Выявился ряд трудностей, с которыми студенты столкнулись при освоении курса. Наибольшие затруднения при обучении вызвало изучение психологических теорий (42,1 %), т. е. материалов СОМ, представленных в виде научных текстов, распределенных по темам дисциплины. Наиболее трудными для изучения стали темы, связанные с сознанием, деятельностью, познавательными процессами, развитием человека.

Также опрошенные студенты отметили достаточно высокую сложность тестовых заданий, которые использовались как для промежуточной аттестации по дисциплине, так и с целью итогового контроля знаний. 15,8 % студентов, завершивших обучение дисциплине, при выполнении тестов испытывали трудности. Вместе с тем, по их мнению, тестовые задания разнообразны (не только выбор одного правильного ответа, но и установление соответствия, множественный выбор, задания, в которых нужно было вставить пропущенные слова). Тест можно выполнить в удобное время с любого устройства, сразу после завершения теста студент получает информацию об оценке и может увидеть свои ошибки. Наименее сложным видом учебной деятельности оказалась самостоятельная работа. Домашние задания вызывали затруднения только у отдельных студентов (2,6 %).

Исходя из анализа ответов на вопросы этого раздела, можно заключить: несмотря на сложность материала и наличие «трудных» тем, обусловленных объективными характеристиками психологического знания (аморфность базовых утверждений психологических теорий, существование множества школ и направлений) [6], использование средств СОМ на платформе Blackboard дает возможность сделать материал базового курса «Психология» доступным для освоения студентами.

Оценка технических параметров сетевого образовательного модуля. Одним из важнейших достоинств сетевого обучения является его доступность. В связи с этим нас также интересовало, как работает сетевой образовательный модуль на различных устройствах и насколько он удобен в использовании. Большинство студентов использовали в работе ноутбук (73,9 %), 10,9 % – персональный компьютер, 8,7 % – смартфон; с планшетом работали 6,5 % опрошенных. Наиболее популярным является браузер Google Chrome (70 %). Студенты отмечают удобство интерфейса (86,8 %) и доступа к учебным материалам (71,1 %).

При оценке формы предоставления учебных материалов 60,5 % опрошенных поставили высший балл, 34,2 % оценили на «хорошо». Студенты рекомендуют несколько модифицировать версию модуля для удобства использования: уменьшить шрифт (чтобы было удобнее читать материал с экрана), сделать мобильную версию модуля, выделить по тексту термины, сделать ссылки на глоссарий и уже изученный материал. Также поступило предложение все темы и задания «привязать» к конкретным датам.

Оценка эффективности балльно-рейтинговой системы. В процессе обучения с использованием сетевого образовательного модуля была использована балльно-рейтинговая система оценивания, которая для студентов ранее не была знакомой. Большинство опрошенных студентов (78,9 %) удовлетворены набранным в результате изучения дисциплины баллом, а их итоговая оценка совпадает с самооценкой. По мнению студентов, такая система оценивания:

- мотивировала к освоению учебного материала (78,9 %);

- стимулировала систематическую работу с курсом (31,5 %);

- способствовала успешному выполнению заданий самостоятельной работы (31,5 %);

- способствовала объективной оценке результатов обучения (18,4 %);

- помогала адаптироваться к обучению в вузе (7,8 %).

Для студентов крайне важно получать обратную связь от преподавателя. Это касается не столько доступа к своим оценкам и рейтингу, но и качественной оценки выполнения различных заданий. Их интересует, какие ошибки были допущены при выполнении работы, какие в ней есть достоинства и недостатки, что и как можно исправить, чтобы работа была сделана более достойно. Эту проблему вполне можно устранить, так как платформа BlackBoard позволяет вести постоянный диалог с пользователями, осуществлять не только контроль, но и консультирование по различным вопросам, возникающим в процессе обучения. Необходимо отметить, что это требует большого количества времени и усилий со стороны преподавателя.

Оценка общей эффективности использования сетевого образовательного модуля в процессе преподавания психологии. Большинство студентов (73,7 %) считают, что обучение с использованием сетевого образовательного модуля более эффективно по сравнению с традиционным подходом. И лишь 5,3 % предпочитают традиционную форму обучения. При ответе на вопрос о том, что вызвало наибольшие затруднения при работе с сетевым образовательным модулем, мы получили следующие результаты:

- сбои в доступе к серверу BlackBoard – 44,7 %;

- большое число предлагаемых заданий – 10,5 %;

- сложность навигации – 2,6 %;

- сложность навигации при работе с содержанием сетевого образовательного модуля – 5,3 %;

- неудобство доступа к своим оценкам – 5,3 %.

Среди основных причин неудач в обучении опрошенные студенты называют собственные ошибки и невнимательность (47,37 %), отсутствие усердия («не готовился») (13,16 %), трудности с пониманием материала (10,53 %), проблемы с выходом в Интернет (5,26 %).

Имеющиеся данные не позволяют детально разобраться в том, что стоит за проблемами в обучении большего числа студентов, тем не менее почти половина опрошенных связывают причины своих неудач в обучении с невнимательностью и ошибками. Можно допустить, что проблема заключается не только в недостаточной сформированности учебных действий (базовый курс «Психология» предназначен для студентов младших курсов), но и в организации самого материала. Предоставив студентам возможность осваивать содержание курса самостоятельно, нужно обеспечивать их средствами, позволяющими организовывать свое внимание (подробные инструкции, контрольные вопросы и т. п.).

Результаты продемонстрировали, что внедрение сетевых образовательных технологий повышает интерес к изучению дисциплины в целом, стимулирует регулярную самостоятельную работу студентов и позволяет реализовать их творческий потенциал. Исследование также позволило определить некоторые «точки роста», позволяющие целенаправленно выстраивать работу преподавателей по совершенствованию контента сетевого образовательного модуля по психологии и методики его применения в образовательном процессе.

 

Список литературы

  1. Бабакова Т. А. Педагогика высшей школы: учеб. пособие / Т. А. Бабакова. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2009. 250 с.
  2. Ильин В. А. Электронные образовательные ресурсы. Виды, структуры, технологии [Электронный ресурс] // Программные продукты, системы и алгоритмы. 2014. № 1. URL: http://swsys-web.ru/electronic-educational-resources.html (дата обращения 28.06.2016).
  3. Назаров А. И., Сергеева О. В. Анализ эффективности использования дистанционных образовательных технологий в бакалавриате [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. 2014. Вып. 3 (7). URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2444 (дата обращения 28.06.2016).
  4. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3-е изд. М.: ИИО РАО, 2010. 356 с.
  5. Сетевой образовательный модуль «Психология»: электронное учебное пособие для преподавателей [Электронный ресурс] / Л. И. Теплова, Н. Л. Кирт, В. Н. Колесников. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. URL: http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?id=22167#t20c (дата обращения 28.06.2016).
  6. Юревич А. В. Структура психологических теорий // Психологический журнал. 2003. № 1.  С. 5−13.

 

 

 



Просмотров: 4824; Скачиваний: 755;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2016.3344