Лебединский, И. Л. Международный научный семинар «Санкт-Петербург – Украина» как имагологическая практика развития межкультурного взаимопонимания / И. Л. Лебединский, Т. Н. Лебединская // Непрерывное образование: XXI век. – 2015. – Вып. 3 (11). − DOI: 10.15393/j5.art.2015.2927


Выпуск № 3 (11)

Менеджмент образования в открытом глобальном обществе

pdf-версия статьи

УДК 001.2; 001.9 ; 316.77

Международный научный семинар «Санкт-Петербург – Украина» как имагологическая практика развития межкультурного взаимопонимания

Лебединский Игорь Леонидович (1926–2010)
доктор экономических наук, профессор
член Союза писателей Украины
(Санкт-Петербург, Россия)
lll21@petrsu.ru
Лебединская Татьяна Николаевна
кандидат философских наук
доцент кафедры международных отношений Восточнославянского университета, член Союза писателей Украины
(Киев – Ужгород, Украина)
molodojanin@yandex.ru
Ключевые слова:
имагология
аккультурация
международный семинар
кросскультурное исследование
диалог культур.
Аннотация: целью публикации является представление пятнадцатилетнего опыта (2000–2015) проведения международных семинаров, объединенных под названием «Санкт-Петербург – Украина» и посвященных взаимовлиянию и взаимопроникновению славянских культур, непосредственными организаторами и участниками которых стали авторы статьи. Постоянно действующий семинар как форма международного научного сотрудничества рассматривается в контексте идей имагологии – направления гуманитарных исследований, связанного с изучением «образа чужого» в общественном и культурном сознании. В статье раскрывается тематика семинаров, приводятся статистические данные о составе его участников, анализируются основные результаты работы: научные, культурно-просветительские, практические. Среди научных результатов – формирование междисциплинарного гуманитарного дискурса рассмотрения проблем взаимодействия славянских культур; открытие новых исторических фактов и направлений исследований в сфере межкультурных взаимосвязей славянских народов и народов мира, снимающих стереотипы в восприятии друг друга; описание ситуаций прошлого, которые воспринимаются современниками как исторические парадоксы в силу незнания реалий, связывающих представителей различных национальностей и культур; комплексная разработка темы «Петербург и Украина». В статье также приводятся примеры издательской и выставочной деятельности, многообразной общественной активности в сфере межкультурного взаимодействия представителей России, Украины и других стран, реализованных в рамках семинаров. Наряду с этим упоминаются сложности, возникающие в последнее время во взаимодействии исторически близких культур. Удержание пространства межкультурного взаимодействия в системе научного общения и неформального образования рассматривается авторами как один из путей воспитания толерантности в обществе. Материалы статьи могут быть интересны специалистам в области сравнительной культурологии, истории славянских народов, петербурговедам, шевченковедам, а также представителям дипломатических служб.
Статья поступила: 28.07.2015; Принята к публикации: 15.09.2015; Размещена в сети: 22.09.2015.

International scientific seminar "St. Petersburg - Ukraine" in the framework of imagology as a practice of intercultural understanding

Lebedinsky I
D.Sc.,
full professor, member of the Writers' Union of Ukraine (1926-2010)
(St. Petersburg)
lll21@petrsu.ru
Lebedinskaya T
D.Sc.,
associate professor at the Chair of International Relations of Eastern European Slavic University, member of the Writers' Union of Ukraine
(Kyiv-Uzhgorod, Ukraine)
molodojanin@yandex.ru
Keywords:
imagology
acculturation
international seminar
cross-cultural research
intercultural dialogue.
Abstract: the authors present fifteen years of their experience (2000–2015) of organizing and participating in international seminars «St. Petersburg – Ukraine» devoted to mutual influence and interpenetration of Slavic cultures. The paper considers a permanent seminar as a form of international scientific cooperation in the context of imagology, a field of humanities related to the study of «the image of the Other» in social and cultural consciousness. The article describes the themes of the seminars, statistical data on the participants and analyzes main scientific, cultural-educational, and practical results.
The following results are revealed: development of an interdisciplinary humanities discourse addressing the problems of interaction between Slavic cultures; discovery of new historical facts and research directions in the field of cross-cultural relationships between the Slavic peoples and world nations which remove perception stereotypes; description of past situations that are perceived by contemporaries as historical paradoxes due to the lack of knowledge of the realities linking different nationalities and cultures; integrated development of the theme «St. Petersburg and Ukraine». The article also gives the examples of publishing and exhibition activities as well as diverse social activities in the field of intercultural interaction between representatives of Russia, Ukraine and other countries implemented through the seminars. In addition to that, the authors mention tension that has been arising lately between historically similar cultures. The authors consider intercultural relations in the system of scientific communication and informal education as a way to promote tolerance. The article may be of interest to specialists in the field of comparative cultural studies, the history of the Slavic peoples, to researchers who study St. Petersburg and the literary heritage of T. Shevchenko, as well as to those involved in diplomatic services.
Paper submitted on: 28.07.2015; Accepted on: 15.09.2015; Published online on: 22.09.2015.

Имагология – это специфическая сфера исследований в гуманитарных дисциплинах, предметом которой является изучение образа «чужого» (чужой страны, народа и др.), выявление стереотипов, с которыми носители одной культуры относятся к носителям других языков и культур [1, c. 31–39]. Источниками получения сравнительных материалов для имагологических исследований в области литературоведения, лингвистики, истории становятся материалы национальной истории, архивные документы, мемуары, художественные произведения, содержащие сведения о том, как формируются и трансформируются представления одного народа о другом (С. А. Бойцов, М. А. Мезин, О. И. Тогоева, Н. Е. Яценко).

К формам практической имагологии можно отнести Международный семинар. посвященный взаимовлиянию и взаимопроникновению славянских культур, который проводится ежегодно, начиная с 2000 г., в Санкт-Петербурге. После распада СССР, изменений в Восточной Европе заметно ослабилось культурное и научное сотрудничество между славянскими странами. В сложившейся непростой обстановке Санкт-Петербург выступил инициатором систематического проведения международных встреч по культуре этносов, где межкультурное общение ученых и специалистов из разных стран реализуется посредством организации научных встреч, чтений, лекций, дискуссий, коллоквиумов, конференций и др.

1.  Обзор тематики. Первый научный семинар был посвящен теме «Россия и Польша в гуманитарных исследованиях». Учредителями и организаторами встреч выступили Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербургский Восточно-Европейский Институт, Генеральное консульство Республики Польша в Санкт-Петербурге и Польское историческое общество в городе на Неве. Рассмотрение проблем русских, польских, а также белорусских и украинских отношений в культурологическом аспекте было решено продолжать в дальнейших исследованиях по проблемам взаимовлияния и проникновения славянских культур.

Второй семинар «Санкт-Петербург и Украина» состоялся в сентябре 2001 г. и объединил преимущественно участников из России и Украины. В его организации приняли участие Генеральное консульство Украины в Санкт-Петербурге, Библиотека РАН, Санкт-Петербургская ассоциация международного сотрудничества. С приветственным словом перед участниками выступил Б. А. Коптин, начальник отдела национальных объединений Комитета внешних связей Администрации Санкт-Петербурга, и Н. Г. Елисеева, председатель правления Санкт-Петербургской ассоциации международного сотрудничества. На семинаре рассматривались в основном исторические проблемы XVIII и XIX вв. Среди них:

– история украинской диаспоры Санкт-Петербурга XVIII и XIX вв. и участие украинцев в строительстве новой столицы Российского государства (Т. Н. Лебединская);

– географические открытия Ю. Ф. Лысянского (О. В. Лысенков);

– украинские материалы в фондах РГИА (Н. Г. Филипченко);

– ученые-медики, работавшие в Медико-хирургической академии (Т. М. Зубик), и др.

Взаимодействие России и Украины впоследствии стало одним из приоритетных направлений в работе семинара, определив его общее название и основную тематику. В разные годы обсуждались такие темы, как:

– «Культурные взаимосвязи Санкт-Петербурга и Украины» (2003);

– «Шевченковский Петербург» (2004);

– «Вклад украинцев в русскую культуру» (2005);

– «Т. Г. Шевченко и мировая культура» (2006);

– «Деятели науки и культуры России из Украины» (2007)1;

– «Украина в мировом культурном пространстве» (2008);

– «Украина и Россия: динамика кросс-культурных взаимодействий» (2009);

– «Диалог культур. Украина и Россия: Нежинский Санкт-Петербург» (2010);

– «Крепостной Санкт-Петербург XVIII – первой половины XIX века в культурном наследии России и Украины (к 150-летию отмены крепостного права в России)» (2011).

При этом акцент в соответствии с общим названием семинара делается на многонациональном общении жителей Санкт-Петербурга, среди которых немало уроженцев Украины, а также на не исчезающей со временем общности культурно-исторических корней славянских стран.

Двухсотлетие Отечественной войны 1812 г. широко отмечалось в России. В Украине этой дате не уделили особого внимания. Вместе с тем в 2012 г. темой очередного семинара стала «Отечественная война 1812 в военно-историческом и культурном наследии Украины и России (к 200-летию победы русской армии над Наполеоном)». Хотелось бы подчеркнуть, что именно на территории Украины были сформированы добровольческие полки и отряды численностью около полумиллиона человек (Черниговский, Одесский, Киевский, Закарпатский, Нежинский и пр.). Полтавский полк формировал выдающийся украинский писатель И. П. Котляревский. Этому было посвящено сообщение профессора Военно-медицинской академии В. Ю. Тегзы, который отметил, что сегодня об этих исторических фактах мало кто помнит.

В шеренге юбилейных мероприятий, посвященных 200-летию со Дня рождения Великого Кобзаря, почетное место занял 14-й Международный научный семинар «Тарас Шевченко и его петербургское окружение» (май 2014 г.)2. Особенность этого семинара в том, что он состоялся в непростое, даже трагическое для наших народов время. И все же, несмотря на общеполитическую напряженность (реальные военные действия), в город на Неве приехали восемь участников из Украины. На семинаре работало три секции: «Петербургское окружение Т. Г. Шевченко», «Мировоззренческий аспект творчества Т. Г. Шевченко», «Языковедческий аспект творчества Т. Г. Шевченко: история и современная рецепция». В приветственном слове участникам семинара директор Библиотеки РАН профессор В. П. Леонов подчеркнул моральный подвиг украинских ученых, в непростое время преодолевших тысячи километров, чтобы побывать в Северной Пальмире, где Тарас Григорьевич сформировался как писатель и художник (Фото 1. Директор БАН В. П. Леонов открывает семинар).

Особенность петербургских международных семинаров в том, что в них принимают участие представители различных научных дисциплин и направлений: историки, литераторы, медики, юристы, педагоги, художники и др., что формирует особую среду общения.

Так, на семинаре 2014 г. большой интерес аудитории вызвали доклады доктора филологических наук Л. И. Ромащенко (Черкассы) «Тарас Шевченко, украинские футуристы и русские писатели», кандидата исторических наук ректора Восточноевропейского славянского университета Л. М. Несух (Ужгород) «Два гения: Т. Шевченко и М. Лермонтов», доктора медицинских наук, президента Украинской национально-культурной автономии В. Ю. Тегзы, который огласил медицинские выводы по поводу болезни и смерти Шевченко, категорически опровергающие расхожее мнение об употреблении поэтом «зеленого змия».

Настоящей сенсацией шевченковского форума стала презентация картин члена Союза художников России, представителя петербургской живописной школы В. И. Братанюка «Шевченковский Петербург», представившего пять полотен, посвященных жизни и творчеству Великого Кобзаря (Фото 2. Цикл картин В. И. Братанюка «Шевченковский Петербург»).

Тематика этих картин отражает начало творческого пути Шевченко, его академическое окружение, дружбу с Карлом Брюлловым, последние годы жизни в Санкт-Петербурге после возвращения из ссылки. Сюжет картины «Среди друзей» зафиксировал место возле знаменитых сфинксов, которые, по точному выражению Леси Украинки, «видят вечность», и где так любил бывать Шевченко. Стоя возле сфинксов, так же, как и они, оторванный от родины, он глядел на воды Невы, и в памяти возникал образ Днепра. Еще одним излюбленным местом для Шевченко был Заячий остров, где росли старые дубы. Он часто бывал здесь, делая записи и зарисовки. А на противоположном берегу виднелись строения Северной Пальмиры с ее прошлым и настоящим. Один из таких моментов и запечатлел в своей картине В. И. Братанюк. Чтобы воссоздать в серии картин дух эпохи, художнику пришлось поднять огромный исторический и литературный материал и тем самым войти в новый для него научный контекст взаимодействия русской и украинской культур.

Своеобразным продолжением этого международного семинара стала встреча научных работников и деятелей культуры в Украине, в Киеве (29 мая 2014 г.) в Национальном музее Т. Г. Шевченко. Участников встречи поздравили зам. директора по научной части Т. П. Чуйко, а также неоднократный участник международных семинаров, зав. кафедрой украинистики и общественных наук Академии адвокатуры Украины профессор Т. И. Конончук. Присутствующие не только заслушали новые сообщения, но и подвели итоги петербургского семинара, наметили планы на будущее, а также познакомились с новой экспозицией музея (Фото 3. Участники семинара в Санкт-Петербурге; Фото 4. Участники семинара в Киеве).

Следует также заметить, что на базе Национального музея Т. Шевченко некоторое время проходил ежемесячный «Семинар почитателей украинского Петербурга».

Пятнадцатый юбилейный международный семинар «Деятели науки, культуры России и Украина» (XVIII–XIX вв.) состоялся в мае 2015 г. На нем было представлено свыше шестидесяти докладов, работали 4 секции: «Русско-украинские литературные связи», «История науки и образования», «Культурологическая студия», «Студия языкознания»3. Этот семинар в основном был посвящен проблемам имагологии, взаимодействию и взаимовлиянию культур. В качестве иллюстрации приведем тематику некоторых докладов и выступлений, вызвавших наибольший интерес.

В. П. Леонов и Н. И. Баженова, исследовавшие просветительскую деятельность Академии наук в годы Великой Отечественной войны по материалам библиографии изданий 1941–1945 гг., подчеркнули, что богатство направлений и тем свидетельствует как о государственной важности просветительской задачи, так и об огромном русско-украинском вкладе в просвещение населения, способствовавшем приближению Победы; в формирование нравственных условий, сделавших эту победу неизбежной. В выступлении С. Е. Хоздан об издательско-агитационной деятельности Еврейского антифашистского комитета прозвучали ссылки на редкие документы по истории Холокоста. Постоянная участница семинаров из Украины, кандидат сельскохозяйственных наук С. А. Приступа, представляя работу «В. В. Докучаев – исследователь черноземов Украины», подчеркнула, что именно Докучаев впервые установил понятие о почве как особом естественно историческом теле. Был зачитан также доклад молодого ученого А. Н. Карова, активного участника всех международных семинаров, к сожалению, трагически погибшего. В его работе «Украинская тема в русской литературе конца XVIII – начала XIX в.» зафиксировано, что украинские сюжеты, мотивы, образы присутствовали в произведениях русской литературы разных жанров на протяжении всего периода на всех этапах ее развития.

Как иллюстрацию к своему научному докладу «Свет неистощимый образов моих» художник В. И. Братанюк (Фото 5. Выступление участника семинаров художника В. И. Братанюка) представил новую серию картин, открывающих забытые страницы общей истории (Фото 6. Серия картин В. И. Братанюка).

Так, на одной из картин М. В. Ломоносов зачитывает оду «Полидор» (Идиллия), посвященную К. Г. Разумовскому. В данном случае это отсылка к забытому историческому факту: указом 24 апреля 1750 г. Елизавета Петровна назначила графа Разумовского гетманом Украины, а Ломоносов по этому случаю написал оду. Судьба Украины и ее народа им обоим была небезразлична. Как известно, Михайло Ломоносов в юности учился в Киево-Могилянской академии, о чем сегодня свидетельствует мемориальная доска на ее стенах. В «Идиллии» звучит уверенность поэта в том, что граф Разумовский, президент Императорской академии наук (первый в течение полувека славянский президент в череде иностранцев), продолжит свою благотворную деятельность и будучи гетманом Украины.

В сентябре 2015 г. семинар продолжит свою работу в Киеве, где соберутся научные работники и представители общественных организаций, которые не смогли приехать в Санкт-Петербург.

2. Статистические данные. Интересны статистические данные, собранные за пятнадцать лет и открывающие возможность проследить динамику числа и состава участников, изменения тематики, развитие форм работ по реализации и сохранению культурного наследия славянских народов. Вот лишь некоторые их них. За 15 лет в городе на Неве побывало около 600 человек, участников семинара (383 – с Украины). Среди них: 26 академиков, 124 доктора наук, 206 кандидатов наук, 79 учащихся разных ступеней образования. На рисунке 1 представлена динамика участия в семинаре по годам. 

 

Рис. 1. Динамика количества участников семинара по годам

 

Помимо ученых из славянских стран: Белоруссии, Польши, России, Украины, результатами своих исследований делились представители Ирака, Италии, Канады, Молдовы, США. Хотелось бы подчеркнуть, что интерес к тематике международных научных семинаров постоянно проявляют не только ученые мегаполисов, но и исследователи их малых городов, поселков и деревень. Так, на юбилейном, пятнадцатом, семинаре присутствовали представители Уфы, Житомира, Киева, Черкасс, Нежина, Ужгорода, Бердичева, Канева, Кривого Рога, Запорожья, Полтавы, Донецка, Одессы, Мелитополя. Заведующий народным Музеем истории села Терехово Житомирской области М. М. Бедь прислал доклад «Джозеф Конрад4 о Федоре Достоевском».

Уникальность практики проведения семинаров в том, что на протяжении многих лет они способствуют последовательному формированию междисциплинарного и межпоколенного контекста общения людей разных стран и национальностей вокруг проблем взаимодействия славянских культур. В это общение сегодня включены:

– историки, биологи, математики, литературоведы, педагоги, юристы, художники, филологи, философы, психологи, социологи, экономисты, сотрудники библиотек и музеев и пр.;

– старшеклассники, работники школ, студенты, аспиранты, докторанты, профессорско-преподавательский состав школ, вузов и академий.

Все это помогает обеспечивать преемственность этнических и культурных традиций. Сохранение исторической памяти – одна из основных задач международного семинара.

3. Результаты работы международного семинара.

3.1. Основные результаты. В качестве основных научных результатов, достигнутых за время работы семинара:

– формирование междисциплинарного гуманитарного дискурса рассмотрения проблем взаимодействия славянских культур;

– открытие новых исторических фактов и направлений исследований в сфере межкультурных взаимосвязей славянских народов и народов мира, снимающих стереотипы в восприятии друг друга;

– комплексная разработка темы «Петербург и Украина». Широко известно, какой значительный вклад в развитие культуры и науки Петербурга внесли представители европейских стран. В значительно меньшей степени учитывается тот факт, что среди выдающихся деятелей, во многом определявших жизнь столицы, было множество уроженцев Украины.

Помимо хорошо знакомых имен (Н. В. Гоголь, М. П. Миклухо-Маклай, А. Ахматова (Горенко), стихи которой И. Франко неоднократно переводил на украинский язык), в этом ряду стоят: А. С. Афанасьев-Чужбинский, автор романов и повестей, этнографических сочинений о южной России; смотритель музея Петропавловской крепости; К. М. Базили, русский писатель, автор сочинений о Востоке; известный дипломат, окончивший Нежинский лицей, князь А. А. Безбородько; Д. И. Журавский, известный инженер, участвовавший в восстановлении Петропавловского шпица; П. Г. Редкин, первый председатель Санкт-Петербургского педагогического общества, ректор Санкт-Петербургского университета в 1873–1876 гг. и многие другие. Не менее интересно, что в Первой украинской гимназии в Киеве учились М. А. Булгаков, А. Вертинский, А. В. Луначарский, К. Паустовский;

 

– описание ситуаций прошлого, которые воспринимаются современниками как исторические парадоксы в силу незнания реалий, связывающих представителей различных национальностей и культур.

Например, мало кто знает, что в1837 г. Т. Шевченко лечил А. Бланк, дед Ленина из украинского города Староконстантинова. Или еще один исторический парадокс. В 1911 г., в здании Академии художеств (там находилась мастерская, в которой работал и жил Шевченко) к 50-летию со дня его смерти была установлена мраморная памятная доска, ставшая первой официальной данью памяти поэту в царской России. И это несмотря на известный факт десятилетней ссылки за поэму «Сон», в которой Шевченко нелицеприятно отозвался о царской семье. В течение ряда лет как в российской, так и в украинской аудитории наблюдались интересные психологические эффекты, связанные с разрушением стереотипов восприятия тех или иных фактов и исторических персон при знакомстве с новыми сведениями из совместной истории.

Среди новых разработанных за эти годы направлений: «Диалог культур славянских народов», «Динамика кросскультурных взаимодействий России и Украины», «Подход к комплексному исследованию украинского некрополя в Петербурге как уникальному явлению, составляющему неотъемлемую часть общей мемориальной культуры России и Украины», «Изучение русско-украинских корней в родословных знаменитых людей России» (Толстые-Скоропадские, Разумовские-Шереметьевы-Нарышкины, Безбородько-Белосельские-Белозерские, Кочубей-Строгановы и др.).

3.2. Просветительский результат. Одной из форм научно-просветительской деятельности, сопутствующей семинарам, стало издание сборников докладов и выступлений. К настоящему времени вышло 13 сборников, материалы 15-го семинара находятся в стадии подготовки к печати. Помимо этого, осуществляется издание тематических календарей, посвященных проблемам конкретных семинаров. Так, к семинару «Украина в мировом культурном пространстве» (2008) был выпущен на трех языках (русский, украинский английский в переводе Надеи Казимир-Дзюба из Канады) календарь «И. С. Мазепа – кавалер ордена Святого Апостола Андрея Первозванного». При его создании были использованы две забытые гравюры Леонтия Тарасевича, изображающие въезд Петра Первого в крепость и портрет Мазепы. Украинские участники семинара теперь используют этот материал в практике преподавания в вузах и школах своей страны.

В рамках семинара состоялось 15 презентаций книг и брошюр. В Историко-библиографическом словаре «Санкт-Петербург и Украина XVIII–XX веков», выпущенном к 300-летию Санкт-Петербурга [2], впервые собраны воедино сведения о 1500 выдающихся представителях украинской интеллигенции, полностью или частично связавших свою жизнь с городом на Неве, об украинцах-петербуржцах, способствовавших развитию отечественной культуры и науки в самых различных областях. Сведения о многих из них, к сожалению, не нашли своего отражения ни в русских, ни в украинских современных энциклопедиях.

В качестве примера можно привести архитектора Николая Павловича Гребенку, брата поэта XIX в. Евгения Павловича Гребенки, автора известных романсов «Очи черные» и «Помню, я еще молодушка была». С его именем связана постройка около 80 зданий в Петербурге, самых разноплановых по назначению, среди которых Дом Елисеевых, церковь во имя Святого Александра Свирского у Ямских рядов, Тихвинская церковь на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры, ограда сада у Никольского морского собора. Еще одно имя – Николай Иванович Хмельницкий, писатель и общественный деятель, губернатор Смоленской губернии.

Сбор материалов был проведен в архивах и библиотеках Америки, Канады, Польши, России и Украины. Исследовались записи и архивы Александро-Невской Лавры, Смоленского, Никольского и др. кладбищ.

В «Карманном справочнике по Шевченковскому Петербургу», изданном на двух языках [3], представлено 150 адресов, связанных с жизнью и творчеством Т. Г. Шевченко, прожившего в этом городе 17 лет (Фото 7. Т. Н. Лебединская представляет «Карманный справочник по шевченковскому Петербургу»). В то же время, как это ни покажется парадоксальным, в Украине он был в общей сложности всего около трех лет после освобождения от крепостной зависимости. Именно здесь родились его слава и бессмертие.  

В тематическом издании «Украинский некрополь Санкт-Петербурга» [4] приведены данные о 140 наиболее выдающихся людях (родом с Украины), которые были захоронены в Александро-Невской лавре, в Новодевичьем монастыре, на Волковском, Смоленском, Митрофановском кладбищах. Среди них: министр народного просвещения России П. В. Завадовский; вице-канцлер В. П. Кочубей, генерал-губернатор Санкт-Петербурга М. А. Милорадович; скульптор И. П. Мартос, автор монумента Минину и Пожарскому в Москве и т. п. В этом уникальном справочнике впервые историческое прошлое украинско-русских связей осмысливается через специфическую информацию, которую может представить украинский некрополь в городе на Неве. В перспективе возможно продолжение исследования на материале предместьев Петербурга (Петергофа, Ораниенбаума, Павловска, Царского Села).

Просветительский аспект семинаров помогает восстановить в памяти историческое прошлое, способствует пониманию, тесному переплетению культурно-исторических фактов и судеб. Необходимо помнить, что изучение жизни предков – это прямое познание самого себя. Историческая память связывает людей, поколения, народы, сохраняя преемственность этнических и культурных традиций. Огромный сравнительно-культурный фактологический материал, накопленный за годы проведения международных семинаров, требует введения в широкий научный оборот, использования в системе формального и неформального образования, в просветительских программах, а также дальнейшего изучения в свете имагологического подхода.

3.3. Пополнение библиотечных фондов и обмен литературой. В течение 15 лет шло пополнение научных фондов БАН украинской научной литературой. Свыше 2000 экземпляров книг, брошюр, справочников, энциклопедий было передано участниками семинаров в библиотеки. В свою очередь, научная литература на русском языке систематически передается в Национальный музей Т. Шевченко, библиотеку Вернадского в Киеве и библиотеки города Бердичева.

3.4. Книжные выставки. На протяжении десяти лет участники международного семинара могли знакомиться с редчайшими книжными выставками, которые организовывал Славянский фон БАН. Их было 10. Так, в 2014 г. к 200-летнему юбилею в библиотеке РАН была подготовлена выставка, посвященная жизни и творчеству Шевченко. Ее основу составила коллекция книг, находившаяся до 1930-х гг. в славянском отделении библиотеки – ныне Славянский фонд БАН. Для выставки были отобраны 126 изданий, представляющих особый интерес. Прежде всего, это прижизненные издания (Фото 8. Сотрудница БАН М. Колмакова представляет экспонаты книжной выставки).

По результатам выставки был подготовлен библиографический указатель «Тарас Шевченко (1814–1861): к 200-летию со дня рождения» [5]5. В свою очередь, в Украине состоялись выставки: «Украинский Санкт-Петербург» (2003), «Шевченковский Петербург» (2004), «Украинский некрополь Санкт-Петербурга» (2008). Их работа освещалась в украинских СМИ, в лекциях украинского общества «Знание».

3.5. Конкурсы. В ходе работы семинара проводились и конкурсные мероприятия. Так, в 2009–2010 гг. участники семинара познакомились с работами студентов исторического факультета СПбГУ «Украина глазами студента XXI века». Темы рефератов-исследований в основном касались исторических судеб России и Украины.

3.6. Тематические мероприятия. Одним из направлений практического использования исторического наследия Украины и России стало совместное проведение культурно-просветительских мероприятий, как это было сделано, например, по теме «Нежинский Петербург» в 2010 г. Культурным поводом стал исторический факт связи города на Неве с городом Нежиным благодаря князю А. А. Безбородько, канцлеру Российской империи, который передал свою уникальную библиотеку и картинную галерею г. Нежину, где на его деньги по подобию Царскосельского был построен Нежинский лицей. Совместно с Выборгским районом и украинским городом Нежин на Нежинской улице Санкт-Петербурга были посажены калина (как символ славянского братства), состоялся концерт для жителей, заключено культурно-экономическое соглашение, действовавшее в течение нескольких лет. В данном случае можно говорить о создании и апробации своеобразной культурной модели славянских межкультурных праздников, связанных с топонимикой, отсылающей к тесным историческим связям.

3.7. Деятельность по восстановлению мест исторических захоронений. Международный семинар призван способствовать пробуждению исторического сознания у субъектов аккультурации современного Петербурга разных возрастов. Одной из важнейших задач в этом направлении является сохранение, спасение исторических могил и надгробий. В течение десяти лет в период работы семинаров (2000–2011) одним из видов активности его участников стали восстановление и уход за местами захоронения. Приведено в порядок 25 надгробий на Смоленском православном и Лютеранском кладбищах, на кладбищах Александро-Невской лавры. Среди прочего возобновлена могила сенатора, ректора университета П. Г. Редкина; известного математика В. Я. Буняковского; сенатора и скульптора Л. В. Позена, создателя памятников Н. В. Гоголю и И. П. Котляревскому в Полтаве. Восстановлен памятный знак Т. Г. Шевченко около церкви Смоленской Божьей Матери на Смоленском кладбище.

К этой работе в летнее время привлекались курсанты Военно-медицинской академии, студенты юридического факультета СПбГУ, служители кладбища, а также украинские граждане (члены Академии математических наук Украины, работники консульства Украины в Санкт-Петербурге). Как показала практика, это неосвоенное поле для работы волонтеров и администрации некрополей с образовательными учреждениями града Петрова, которая помогает глубже почувствовать влияние погребальной культуры на человека. Соприкосновение с этой культурой всегда было неотъемлемой частью семейного воспитания у славянских народов. О необходимости пробуждения и сохранения такой памяти говорит множество фактов исторической неосведомленности, о которой упоминалось выше.

Таким образом, международный петербургский семинар – это добровольная некоммерческая негосударственная структура, в течение пятнадцати лет объединяющая ученых разных стран, которая поддерживается морально и организационно научными и культурными учреждениями России, Украины и ряда других стран. За достаточно длительный период работы семинара в общественно-политической и социально-культурной жизни славянских стран произошло много изменений. Многие важные исторические и культурологические направления, связанные с взаимовлиянием и взаимным проникновением культур, перестали преподаваться в школах и вузах. Все большей проблемой становится примитивизация освещения в средствах массовой информации проблем взаимодействия исторически близких культур. Подспудно это может способствовать зарождению негативного отношения к иной культуре на уровне массового сознания. Международный семинар, о котором идет речь в статье, в определенной мере направлен на предупреждение и преодоление подобных тенденций. И в этом плане он выполняет имагологическую функцию. Удержание пространства межкультурного взаимодействия в системе научного общения и неформального образования видится его участникам как один из путей воспитания толерантности и взаимопонимания в межнациональном обществе. Вероятно, следует также обратить внимание на возможность знакомства учащихся разных ступеней формального образования с основами имагологии на доступном уровне. В этом может помочь многообразный опыт и научно-исследовательские наработки участников семинара.

Следующий семинар планируется провести в Санкт-Петербурге и в Украине в 2016 г. Предполагаемая тема «Родом с Украины: политики, общественные деятели в государственной структуре России, Санкт-Петербурга (XVIII–XX вв.)».

 

Список литературы

  1. Папилова Е. В. Имагология как гуманитарная дисциплина // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Филологические науки. 2011. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ imagologiya-kak-gumanitarnaya-distsiplina (дата доступа 27.07.15).
  2. Лебединская Т. Н. Историко-библиографический словарь «Санкт-Петербург и Украина XVIII–XX веков» / Под ред. В. И. Подобеда и С. П. Полутиной. СПб.: ИОВ РАО, 2002.
  3. Лебединська Т. М. Кишеньковий довідник по Шевченківському Петербургу. Київ: Вид-во Стилос, 2015.
  4. Лебединська Т. М. Український некрополь Санкт-Петербурга. Київ: Вид-во Стилос, 2007.
  5. Тарас Шевченко (1814–1861): к 200-летию со дня рождения: библиографический указатель / Сост.: М. В. Колмакова, Д. Ю. Чернышенко; Отв. ред. В. П. Леонов. СПб.: БАН, 2015.

 

 




Просмотров: 6291; Скачиваний: 907;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2015.2927