Предлагаем читателям десятый выпуск журнала «Непрерывное образование: XXI век». Рады сообщить, что с 18 июня 2015 года журнал включен в международную базу данных ERIH PLUS1. За два с половиной года существования издания сложился определенный круг авторов, регионов, стран, постоянно сотрудничающих с журналом. География публикаций постоянно расширяется, на этот раз публикуются статьи ученых из Великобритании, Нидерландов и Швейцарии. Мы рады, что целый ряд заявленных в журнале идей и тем постоянно развивается. В частности, это касается раздела «Лексикон непрерывного образования». Сразу в нескольких статьях этого номера авторы обращаются к глубинному анализу как узнаваемых, так и новых категорий и понятий, которые активно используются в сфере отечественного и зарубежного образования (образовательный стандарт, обучающая команда, профессиональное самоопределение, эгомаркетинг, имиджелогия).
Значительное место в выпуске уделено методологическим проблемам. Одна из них − эпистемологические последствия социальных и технических взаимодействий человека с информацией, значимые для системы обучения. Поднимается вопрос о том, что понимать под «знанием» в ситуации доступа учащихся к информационным поисковым системам, как развивать умения критически мыслить и оценивать суждения и сведения, полученные в результате свободного поиска знаний. По контрасту, в сопоставительном плане поучительными будут статьи, в которых анализируется образование, основанное на стандартах, и опыт стандартизации образования в различных странах мира, включая Россию.
На этот раз сразу несколько авторов обратились к рассмотрению роли самих учащихся в построении индивидуальной образовательной и профессиональной биографии. В центре внимания при этом оказался студент университета как субъект непрерывного обучения и профессионального самоопределения. Читателям предлагается региональный опыт изучения готовности студентов к дополнительному и дополнительному профессиональному образованию, а также рекомендации вузам по созданию условий оптимизации процесса профессионального самоопределения. В широком диапазоне представлена проблематика обеспечения качества работы педагогических кадров, начиная от концептуальных проблем модернизации педагогического образования в России до анализа результатов изучения работы «обучающих команд» (team-teaching) в немецкоязычных странах. Интересно также описание уникального опыта работы специализированных библиотек для лиц с проблемами зрения. Эти учреждения сегодня превращаются в полноправный компонент системы непрерывного инклюзивного образования, становясь фактором повышение качества социально-образовательных услуг.
Развивая идею формирования междисциплинарной методологии изучения непрерывного образования, журнал начинает публиковать в разделе «Дискуссионная площадка» материалы, относящиеся к смежным с образованием сферам жизни общества, снабжая такую публикацию педагогическим комментарием. В данном выпуске речь пойдет о тенденциях и социально-педагогических последствиях развития социальных медиа, активизирующего взаимодействие разных групп населения в социальных сетях. На междисциплинарном уровне выполнена и статья, в которой дан ценностно-смысловой анализ рекламно-информационного видеоряда, представленного на сайте одного из крупных центров непрерывного образования Кремниевой долины.
В этом выпуске впервые поднимаются вопросы трансдисциплинарного характера, выходящие в сферу педагогической футурологии. В частности, о готовности носителей педагогического знания к активному включению в построение образовательных сценариев будущего; о том, какие перспективы кардинального изменения природы человека способна осмыслить современная педагогическая наука, чтобы осознанно способствовать (или препятствовать) их воплощению в жизнь.
Сердечно благодарим наших постоянных читателей и авторов за преданность идеям непрерывного образования. Приглашаем активно присоединяться к обсуждению проблем, поднимаемых на страницах журнала. Желаем всем солнечного и теплого лета.
Редакционная коллегия