«Эгомаркетинг»: история возникновения и сущность понятия. В конце ХХ века возникло и стало весьма актуальным понятие эгомаркетинга. Образованное от двух слов («эго» − «я» и «маркетинг» − «рыночная деятельность»), оно требует более глубокого анализа своего сущностного значения.
Термин «эго» введен австрийским психологом Зигмундом Фрейдом, который выделял в структуре личности три компонента: «ид» − оно, «эго» − я и «супер-эго» − сверх-я. При этом «ид» – это совокупность слепых инстинктов, требующих немедленного удовлетворения, независимо от отношений субъекта к внешней реальности. «Эго» воспринимает информацию об окружающем мире и о состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует действия индивида в интересах его самосохранения. «Супер-эго» включает в себя моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные личностью, в большей части бессознательно, в процессе воспитания [1]. Исходя из такого подхода, «эго» можно считать осмысленным на уровне сознания и в то же время неосознанным на уровне подсознания феноменом, влияющим на поведение. Действительно, в соответствии с теорией психоанализа, «эго» влияет на формирование Я-концепции личности, которая, по сути, является системой представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе. Будучи целостной, хотя и не лишенной внутренних противоречий системой представлений о собственном «Я», она является для человека установкой по отношению к самому себе и имеет следующие составляющие: реальное Я (представление о себе в настоящее время), зеркальное (социальное) Я (представление о себе глазами других), идеальное Я (каким субъект, по его мнению, должен стать).
Термин «маркетинг» (англ. marketing − торговля, продажа, сбыт, производное от market − рынок) как экономическая категория обладает очень емким содержанием и в настоящее время на фоне свыше двух тысяч определений понятия может быть представлен следующими.
«Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» [2].
«Маркетинг» — предпринимательская деятельность по организации потоков товаров и услуг от изготовителя к покупателю или пользователю», то есть конкретный вид деятельности с конкретными целями. Это продвижение товара от производителя к конечному потребителю, изучение продукта (товара или услуги), определение его идеальной цены, после чего выбор мест для продажи, то есть комплекс средств по реализации товара; маркетинг всегда направлен на получение прибыли [3]. Считается, что данное определение Американской ассоциации маркетинга наиболее полно отражает интересы покупателей и продавцов.
«Маркетинг − процесс управления, включающий в себя определение, прогнозирование и удовлетворение запросов потребителей с получением прибыли» (Институт маркетинга Великобритании) [4].
В Энциклопедии Кольера маркетинг характеризуется как совокупность всех видов и услуг предпринимательской деятельности, обеспечивающая продвижение товаров от производителей к потребителям, а также изучение предпочтений и установок потребителей и систематическое использование этой информации для создания новых потребительских товаров и услуг [5].
Анализируя и сопоставляя эти определения, вполне правомерно согласиться, что в целом маркетинг рассматривается как концепция и философия бизнеса, как ориентация организации, как социальный и управленческий процесс, оптимально реализующий себя в условиях рынка, как научно-практическая теория управления производственно-сбытовой деятельностью [6]. Появление эгомаркетинга как специфического направления маркетинговой деятельности обусловлено изменением концепции организации в постиндустриальном обществе (вместо производства товаров – производство знаний, разработка новых технологий), формирующим необходимость максимального использования творческого потенциала работников.
С целью более глубокого выявления истоков и места эгомаркетинга в информационном пространстве представляется целесообразным проанализировать особенности мировых индустриальных эпох в соотнесении с эволюцией маркетинга и модификацией требований к квалификации работника на каждой стадии развития. Исследователи отмечают, что на протяжении ХХ века последовательно сменялись четыре типа промышленных эпох [7]:
- Массового производства (до 1930 года).
- Массового сбыта (1930−1950 годы).
- Маркетинга (1950−1970 годы).
- Взаимоотношений (с 1970 года).
В эпоху массового производства основное внимание уделялось выпуску высококачественной продукции; предприятия характеризовались научной организацией труда и синхронизацией деятельности подразделений. Преобладало мнение, что хороший продукт (имеющий высокое физическое качество) сам сможет себя продать, и таким образом можно обойти конкурентов. Квалификация работника определялась как способность производить продукцию (выполнять операцию) в соответствии с установленными нормами. Эпоха массового сбыта характеризовалась тем, что на фоне роста объемов производства в Европе и США производителям приходилось думать о более эффективных способах сбыта, в том числе и новой продукции (наступило время великих открытий). В связи с этим стали появляться специалисты по маркетингу, но им пока отводилась второстепенная роль. Квалификация характеризовалась способностью специалиста определять свое отношение к работе, осмысливать ее, предлагать свои изменения или адаптироваться к ним.
В эпоху маркетинга акцент ролей перешел в сферу неформальных коммуникаций в коллективе, которые могли значительно повлиять на производительность труда и на привлечение покупателей к продукции предприятия. В это время в психологии появляется понятие «внутренняя мотивация», обусловленная потребностью работников в деятельности на основе «внутреннего голоса», без принуждений извне. В экономике второй половины ХХ века разрабатывается теория человеческого капитала (Human Capital Theory), за которую американским ученым-экономистам Т. Шульцу и Г. Беккеру были присуждены Нобелевские премии по экономике.
На производстве стал актуальным и приобрел ведущее значение маркетинг. В пятидесятые – семидесятые годы ХХ века маркетинг уже играет ведущую роль в планировании производства товаров. Маркетологи совместно с производителями определяют потребительские запросы и стараются их удовлетворить – это помогает быстро достичь финансового успеха; так появляется маркетинг, определяемый потребителем. Далее наступает эра взаимоотношений, характеризующаяся стремлением маркетологов установить и поддерживать стабильные взаимоотношения с потребителями и поставщиками, а также целенаправленно выстраивать взаимоотношения с бизнес-партнерами.
На смену индустриальному обществу приходит постиндустриальное (информационное), где сфера услуг получает приоритетное развитие по сравнению с промышленным производством и производством сельскохозяйственной продукции. Начало постиндустриальной эпохи связывают с 1970−1980 годами, хотя считается, что здесь нет четких хронологических рамок и революционных изменений, а наоборот, существуют преемственность типов обществ, их сосуществование и переходы [8]. Тенденции развития промышленности потребовали специалистов высокого и высочайшего уровня профессионализма, готовых решать нестандартные задачи, оперативно реагировать на изменение ситуаций и быстро переключаться на освоение новой продукции в случае оперативной перестройки производств; уметь самостоятельно решать возникающие проблемы и нести полную ответственность за свою работу. От ценных работников зачастую требуется, чтобы они обладали продуктивным предпринимательским потенциалом. Инновационная деятельность становится не прерогативой отдельных людей или специализированных отделов, а потребностью всех служб предприятия.
С появлением идеологии предприятия как открытой, развивающейся социальной системы, жизнеспособность которой зависит от творческих решений специалистов и от менеджмента, а интеллектуальный потенциал становится основным капиталом фирм и корпораций, возникла необходимость не только обратить внимание на высококвалифицированные человеческие ресурсы, но и повысить роль каждого специалиста в собственном развитии. Понятие квалификации работника уступило место компетентности, рассматриваемой как совокупность способностей эффективно взаимодействовать в социально разнородных группах, действовать автономно и профессионально, включая проявление самостоятельности разрешения нестандартных ситуаций и ответственности, а также умения совершенствовать навыки и алгоритмы деятельности. Такой социально-экономической обстановке «обязан» своим рождением эгомаркетинг.
При оценке квалификации работника, равно как и его профессиональной компетентности, необходимо, в первую очередь, говорить о качестве образования. Известно, что для индустриального общества характерен определенный тип образования с соответствующими образовательными учреждениями (школы, техникумы, вузы и т. д.). Сама организация обучения здесь основана на принципах индустриализма. Учащиеся не просто изучали факты, которые могли использовать позже, они учились тому образу жизни, с которым им предстояло жить и работать в будущем. [9].
Казалось бы, накопленная в индустриальном обществе база для подготовки специалиста к работе в условиях постиндустриального общества, которому предстоит работать и жить по-новому, имеется. Однако традиционная классно-урочная система образования Яна Амоса Коменского, основанная на принципе «учить всех всему», оказалась необыкновенно устойчивой, несмотря на то что еще в 70-х годах прошлого века уже перестала удовлетворять требованиям времени. Прежде всего, система образования не только в школе, но и вузе стала не справляться с нарастающим объемом информации. Традиционная организация обучения, пусть даже частично адаптированная к реалиям современности, не позволяла подготовить к нестандартным ситуациям, к работе на стыке наук.
С переходом к информационному (постиндустриальному) обществу, где преобладают работники интеллектуального труда, а знания становятся главным ресурсом и капиталом экономики, появляются новые требования к обучению на всех ступенях образования. Технологии настоящего времени и тем более завтрашнего дня требуют не поверхностно начитанных людей, а специалистов, которые могут принимать креативные решения, уметь сотрудничать и легко адаптироваться в новом окружении при изменении условий деятельности. Безусловным атрибутом образования становится также способность искать и осваивать большие объемы информации в ситуации экономической, технологической и производственной неопределенности. Таким образом, можно проследить взаимосвязь эволюции маркетинга при развитии индустриальных эпох с требованиями к квалификации работника и к образованию. Эта связь представлена в таблице 1.
Таблица 1
Взаимосвязь эволюции маркетинга, требований
к квалификации работника и характеристики образования
№ п/п | Эпоха индустриального развития | Характерные особенности | Требования к квалификации работников | Характеристика образования |
1 | Эпоха массового производства (до 1930 г.) | Научная организация труда и синхронизация деятельности подразделений предприятия. Уделяется внимание выпуску высококачественной продукции; преобладает мнение, что продукт (имеющий высокое физическое качество) сам сможет себя продать – за счет этого можно обойти конкурентов | Иметь способности и умения производить продукцию (выполнять операции), в соответствии с установленными нормами | Организация образования основана на принципах индустриализма: обучение соответствует требованиям развивающейся промышленности |
2 | Эпоха массового сбыта (1930–1950 гг.) | Неформальные отношения в коллективе значительно влияют на производительность труда. Возрастает объем производства. Осуществляется поиск путей эффективного сбыта. Появляющимся специалистам по маркетингу пока отводится второстепенная роль | Быть способным определять свое отношение к работе, уметь осмысливать ее, предлагать свои изменения, адаптироваться к новым условиям, понимать людей | Организация обучения основана на принципах индустриализма. Обучение в ССУЗах и ВУЗах стало отставать от темпов производства |
3 | Эпоха маркетинга (1950–
1970 гг.) |
Маркетинг играет ведущую роль в планировании производства товаров: совместно с производителями определяются потребительские запросы, удовлетворение этих запросов помогает быстро достичь финансового успеха. Появляются понятия «внутренняя мотивация» и «имидж». Разрабатывается теория человеческого капитала. Развивается маркетинг, определяемый потребителем. Неформальные коммуникации влияют на привлечение покупателей к продукции предприятия | Быть профессионально грамотным, стремиться к внесению новизны в свою деятельность, иметь внутреннюю мотивацию на улучшение качества и потребительского спроса выпускаемой продукции | Образование не успевает за темпами развития индустриального общества; фундаментальность среднего и высшего образования позволяет доучиваться непосредственно на предприятии |
4 | Эпоха взаимоот-ношений (с 1970 г.) | Стремление маркетологов установить и поддерживать стабильные взаимоотношения с потребителями и поставщиками, а также целенаправленно выстраивать взаимоотношения с бизнес-партнерами | Быть самодисциплинированным, уметь сотрудничать и творчески решать профессиональные проблемы | Противоречия между требованиями производства и уровнем подготовки специалистов возрастают |
5 | Постиндустриальная эпоха | В экономике преобладает инновационный сектор; знания становятся ее главным ресурсом и капиталом; снижаются доля и значение промышленного производства за счет роста сферы услуг и информации. Основной сферой экономической деятельности становится сфера услуг. Главной движущей силой экономики становятся научные разработки. Идеология предприятий − открытая, развивающаяся социальная система, в которой жизнеспособность полностью зависит от творческих решений специалистов и от менеджмента; интеллектуальный потенциал стал основным капиталом предприятий, фирм и корпораций. Появляется понятие «эгомаркетинг» | Быть профессионально компетентным: уметь самостоятельно и ответственно разрешать нестандартные ситуации и эффективно взаимодействовать в социально разнородных группах, быть обучаемым; иметь способности осваивать больше объема информации в ситуации неопределенности | Необходимы новые требования к обучению на всех ступенях образования; обучение умениям принимать креативные решения, сотрудничать и легко адаптироваться в новых условиях деятельности; иметь способности к инновационному мышлению |
Сравнительные данные, приведенные в таблице, показывают, что в условиях постиндустриального (информационного) общества эгомаркетинг возникает на основе потребности в профессионально компетентных специалистах. Поскольку возрастающие противоречия между требованиями производства и уровнем подготовки кадров так и остаются не разрешенными, социальная система находит ответ в развитии и совершенствовании интеллектуального потенциала личности, во все более полной личностной самореализации. Это становится одной из задач эгомаркетинга [10, 13].
В настоящее время эгомаркетинг рассматривается как технология развития личности, реализуемая посредством определения и удовлетворения потребностей субъекта, как инструмент создания инновационной личностной среды организации. Эта технология включает в себя: анализ возможностей и потребностей личности, отбор целевых рынков, разработку программы продвижения личности, претворение в жизнь программы продвижения личности. Оценкой степени развития личности является успех [10].
Международная Маркетинговая группа определяет эгомаркетинг как: а) маркетинг отдельной личности; б) деятельность, связанная с изучением характеристик и качеств личности, потребностей потребителей и общества, формирующих спрос на эту личность; с исследованием рынка специалистов и общественных деятелей, разработкой методов совершенствования конкретной личности, разработкой программы продвижения личности на рынке специалистов и общественных деятелей [11].
Анализируя сущность понятия на основе обобщения имеющихся теоретических материалов [10, 11, 12], можно сделать вывод, что эгомаркетинг как отдельное направление маркетинга является развивающейся областью научно-практических знаний, связанных с совершенствованием и карьерным ростом личности, включая исследования требований рынков к уровню подготовки специалистов, анализ возможностей и способностей личности, проектирование программы карьерного роста (адаптации) личности. Эти знания основаны на сочетании экономики, психологии и имиджелогии.
Остановимся подробнее на выявлении связи эгомаркетинга и имиджелогии.
Имиджелогия как инструментарий эгомаркетинга. Имиджелогия как научно-практическая область знаний о закономерностях создания привлекательного имиджа в последнее время стала развиваться ускоренными темпами. Имидж (image) – в дословном переводе на русский язык с английского означает «образ» или «облик» (по В. И. Далю). Понятие имиджа применимо к человеку, группе людей, к организации и изделию, к политической партии, региону, государству и пр. Вопросы достижения экономического или политического успеха непосредственно ассоциируются с понятием позитивного имиджа, который, с одной стороны, является ощутимым результатом этого успеха, а с другой стороны, сам способствует его приращению. Имидж при этом является основным средством психологического воздействия на потребителя, на целевую аудиторию. Понятие имиджа, введенное в 60-х годах ХХ века в Америке, использовалось сначала в экономике, затем – в политике и в рекламе, а позднее – в других науках и в практической деятельности, когда потребности изучения и ценность имиджа получили теоретико-прикладное обоснование в достижении целей. Применяемое для человека и группы людей, для организации, фирмы, товара, а также для политической партии, региона, государства и т. д. понятие имиджа в пределах данной статьи используется только применительно к личности. Можно считать, что имидж – это интегральный показатель оценки и обобщенный портрет личности, включающий в себя элементы внешней выразительности и духовной, социально-нравственной, а также профессиональной содержательности. Имидж формирует в общественном или индивидуальном сознании эмоциональное отношение к такому обобщенному портрету на основании того, что носитель имиджа заявляет и (особенно) что делает. Созданный для соответствующей личности имидж становится фактором комфортности ее социальных отношений.
Предпосылки для рождения и становления имиджелогии как специальной области научно-практических знаний возникли в результате обострения в обществе проблемы выбора (товаров, услуг, политических партий, лидеров и руководителей и т. д.), когда стали оцениваться не только профессиональные, но и интеллектуальные, и духовные составляющие человеческого капитала (через обобщенный портрет, впечатление, образ), раскрывающие человека как высшую ценность.
Главной целью имиджелогии является накопление системы знаний и практических рекомендаций для проектирования позитивного имиджа, а также разработка путей самореализации личности, развитие ее активной гражданской позиции как субъекта и профессионала, ответственного за свои дела и поступки перед самим собой, своим Отечеством и человечеством в целом. В настоящее время рассматривается и такой аспект имиджирования (процесса создания имиджа при сочетании логики, средств самопрезентации и человековедческих технологий), как умение человека раскрыть себя и показать свои наилучшие характеристики.
Это становится особенно необходимым в условиях конкуренции на рынках труда, услуг, потребления, в сфере политики, в обществе, когда социализация личности требует умений ее успешной самопрезентации.
Имиджелогия различными авторами определяется как [13]:
- научно-практические знания о закономерностях, формах и методах создания привлекательного имиджа;
- система знаний, необходимых для информационного обеспечения технологий проектирования позитивного имиджа;
- система знаний о человековедческих технологиях, которые способствуют развитию нравственного, эстетического и этического отношения человека к себе и окружающим людям, к природе, к духовным и материальным ценностям;
- научно-практические знания, помогающие людям проявить (представить) себя.
В приведенных определениях просматривается созвучность с маркетинговой деятельностью, с решением задач оптимальной «продажи» профессиональной компетентности специалиста, с выявлением и демонстрацией положительных сторон того, что необходимо оценить. С позиций работодателя, успешная деятельность фирмы требует не только знаний, умений, опыта и необходимых компетенций специалиста, но и наличия имиджевых составляющих, как его личности, так и продукта (предмета) его деятельности. Когда речь идет о профессиональной компетентности работника и необходимости ее оценить, то есть понять «вес» специалиста, готового участвовать в реализации проекта или решать требуемые профессиональные проблемы, мы имеем дело с эгомаркетингом. Когда необходимо эмоциональное воздействие на потребителя (на аудиторию), связанное со знаниями о восприятии и понимании людей, с умением проявить себя и выделить аспекты обаятельного облика, мы имеем дело с имиджелогией.
Знания эгомаркетинга и имиджелогии в настоящее время необходимы каждому человеку не только для профессиональной деятельности, но и для успешной социализации в обществе. Они требуют своих специфических компетенций, которые, безусловно, будут претерпевать изменения с развитием коммуникаций, социальных ролей и личностных позиций. И, представляется, решать эти оперативные проблемы эгомаркетинга и имиджелогии на различных возрастных ступенях личности было бы целесообразно через систему непрерывного образования, в сети повышения квалификации. Более глубокое понимание целей эгомаркетинга требует выявления роли человеческого капитала в их реализации.
Роль человеческого капитала в достижении целей эгомаркетинга. Как эгомаркетинг, так и имиджелогия при решении задач анализа характеристик личности и их совершенствовании, а также при выявлении требований к продвижению личности, безусловно, должны учитывать составляющие человеческого капитала [14]. Среди них для личности имеют значение:
- Капитал здоровья (биофизические факторы).
- Трудовой капитал (все, что определяет уровень квалификации, производительность и эффективность труда).
- Интеллектуальный капитал – уровень образования, компетентность, креативность.
- Организационно-предпринимательский капитал – реализация инновационно-творческой деятельности в жизни, в том числе образованность, предприимчивость, организационные способности, умения рисковать.
- Культурно-нравственный капитал – доминирующая система ценностей и норм морали, которая определяет поведение индивида.
С точки зрения психологического измерения человеческого капитала, позволяющего прогнозировать его развитие, выделяются четыре фактора: жизнеспособность, работоспособность, способность к инновациям, способность к обучению [15]. В связи с тем, что переход к постиндустриальному обществу требует все большего влияния науки на различные стороны жизни, а также сохранения и развития интеллектуального капитала, насущной необходимостью становится увеличение инвестиций в сферу образования и повышение качества подготовки кадров. Это – главный источник умножения национального богатства: по мнению экспертов, накопление человеческого капитала на 1 % приводит к ускорению темпов роста ВВП на душу населения на 3–4 % [16].
По оценкам ведущих российских специалистов, к началу ХХI века в структуре национального богатства в нашей стране человеческий капитал составлял 50 % [17]. Важнейшими факторами, которые определяют формирование и качество человеческого капитала на уровне государства и в то же время сами составляют человеческий капитал, а следовательно, влияют на темпы социально-экономического развития страны, считаются [18]:
- качество образования;
- наука и инновационная деятельность;
- высокая культура;
- качество жизни;
- достойная заработная плата и пенсионное обеспечение;
- здоровье;
- рациональные взаимоотношения с природой;
- активность населения;
- нравственное и эффективное государственное управление.
Все эти факторы способствуют самореализации личности на протяжении всей жизни и создают условия для непрерывного образования. Одновременно они содержательно наполняют как имиджелогию, так и эгомаркетинг.
Общность эгомаркетига и имиджелогии с позиций непрерывного образования. Сопоставление имиджелогии (как системы знаний о проектировании имиджа и имиджировании, научно-практических знаний, помогающих людям проявить себя) и «эгомаркетинга» (как знаний о продвижении себя, о технологиях достижения успеха) позволяет: а) выявить между ними много общего и в то же время отличного; б) говорить об их взаимосвязи, взаимозависимости и соподчиненности. Результаты сравнения имиджелогии и эгомаркетинга представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнение понятий «имиджелогия» и «эгомаркетинг»
Признаки сравнения | Имиджелогия | Эгомаркетинг |
Актуальность возникновения | В эпоху маркетинга обострилась проблема выбора (товаров, услуг, политических партий и общественных организаций, лидеров и руководителей и т. д.) | В постиндустриальном обществе интеллектуальный потенциал стал основным капиталом предприятий, фирм и корпораций – возникла необходимость обратить внимание на высококвалифицированные человеческие ресурсы и повысить их роль |
Определение | Система знаний, необходимых для информационного обеспечения процесса проектирования имиджа и имиджирования при сочетании логики, средств самопрезентации и человековедческих технологий, направленных на развитие нравственного, эстетического и этического отношения человека к себе и окружающим людям, к природе, духовным и материальным ценностям, на умение раскрыть себя и показать свои лучшие характеристики | Маркетинг отдельной личности; деятельность, связанная с изучением личности, потребностей потребителей и общества, формирующих спрос на эту личность, исследованием рынка специалистов, с разработкой методов совершенствования конкретной личности и программы продвижения личности на рынке специалистов. Технология продвижения себя, технология достижения успеха |
Объект исследования | Личность | Личность |
Предмет исследования | Психологические технологии проектирования имиджа | Маркетинг личности |
Цели | Создание позитивного имиджа личности | Продвижение личности на рынке специалистов |
Задачи | Теоретическое обоснование и систематизация знаний о проектировании имиджа; проектирование имиджа; создание имиджа; разработка путей самореализации личности, развитие ее активной гражданской позиции | Анализ потребностей и возможностей личности; отбор целевых рынков; разработка методов совершенствования конкретной личности; разработка программы продвижения личности; реализация программы продвижения личности |
Из анализа таблицы следует, что методологические основы, цели и задачи имиджелогии и эгомаркетинга имеют подобную направленность. Если целью имиджелогии является создание позитивного (привлекательного) имиджа личности, который мог бы оказывать эмоционально-психологическое воздействие на окружающих и обеспечивать с ними социально комфортные отношения, то эгомаркетинг направлен на решение прагматических задач, конечная цель которых – достижение успеха, продвижение личности на рынке специалистов. Однако общее у имиджелогии и эгомаркетинга – инструментарий достижения целей, разработка и использование методов совершенствования личности. Причем методы имиджелогии связаны с эмоционально-психологическим воздействием на целевую аудиторию, а эгомаркетинга – с достижением конкретного результата: успехом.
И в этом смысле одна из ступеней на пути к достижению целей в эгомаркетинге – имиджирование, поскольку факт оценки успеха зависит не только от зафиксированных в документах уровня образования и профессиональной компетентности, от готовности и проявленных способностей личности, но и от ее имиджа. Имидж «читается» по внешнему виду, манере поведения, по проявлению уважения к людям, по способам достижения целей, характеру общения и т. д. Он дает прогностические представления о том, насколько можно доверять данной личности, надеяться на нее, ожидать умений сплочения людей вокруг общей цели (для лидера) или результативного комфортного сотрудничества в команде.
Следовательно, можно сделать вывод, что владение основами эгомаркетинга и имиджелогии обеспечивает научную доказательность и эффективность создания условий самореализации личности, а также инновационной креативной среды организации в постиндустриальном обществе. Поэтому изучение основ имиджелогии и эгомаркетинга в вузах становится не только насущной потребностью ХХI века, но и компонентом профессиональной компетентности современного выпускника, целью которого являются:
- карьерный рост;
- профессиональное самосовершенствование;
- успешная социализация в обществе;
- установление комфортных социальных коммуникаций с окружающими;
- выбор оптимальной индивидуальной траектории освоения новой профессии;
- самореализация в социуме и в профессиональной деятельности;
- достижение личностного успеха.
Однако анализ образовательных программ ряда вузов России показал, что имиджелогия как научная дисциплина предусмотрена, как правило, только для специальностей «Реклама и связи с общественностью», «Международные отношения», «Государственное и муниципальное управление». Что касается эгомаркетинга, то он упоминается (в некоторых программах) в пределах маркетинга − отдельных научных исследований в этом направлении не найдено; методологический аппарат и научные основы дисциплины не разработаны, а практические навыки приобретаются на тренингах.
Представляется, что в данной ситуации освоение этих дисциплин можно обеспечить через систему повышения квалификации и посредством самостоятельного непрерывного образования личности. Как имиджелогия, так и эгомаркетинг призваны реализовать компенсаторную функцию системы образования, то есть восполнить пробелы знаний выпускников в части многогранности требований к современной личности, формирования разносторонних аспектов профессиональной компетентности специалистов и социально-нравственных имиджевых составляющих личности профессионала, включая умения самосовершенствования и самореализации современного специалиста.
Многолетний опыт повышения квалификации по имиджелогии для профессорско-преподавательского состава вузов показал, что слушатели не только с интересом воспринимают ее содержание, но и готовы изучать более подробно, участвовать в тренингах, дискутировать. По мере освоения курса они становились более внимательны друг к другу, доброжелательны, стали больше внимания уделять габитарной составляющей имиджа, казались более уверенными и самодостаточными. Действительно, хотим мы того или не хотим, но каждую минуту нашей жизни мы «работаем» на имидж. Безразлично ли нам, как наш имидж воспринимается окружающими?
Список литературы
- Фрейд З. Я и Оно. М.: Мерани, 1991.
- Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. 14-е изд. СПб.: Питер, 2014.
- American Marketing Association; AMA URL: https://www.ama.org/Pages/default.aspx
- См. сайт: Королевский Институт маркетинга Великобритании. URL: http://www.cim.co.uk/ цит. по URL: http://rest.kuda.ua/3602
- Энциклопедия Кольера. URL: www.dic.academic.ru (доступ 24.04.2015).
- Брассингтон Ф., Петтитт С. Основы маркетинга / Ф. Брассингтон, С. Петтитт. М.: Бизнес Букс, 2014.
- Индустриальное общество. URL: http://center-yf.ru/data/stat/Industrialnoe-obshestvo.php (доступ 24.04.2015).
- Возникновение и эволюция маркетинга. URL: www.adload.ru (доступ 24.04.2015).
- Новиков А. М. Полемические статьи последних лет. М., 2014.
- Из материалов сайта: Эгомаркетинг – технология развития личности. URL: http://egomarketing.narod.ru/ (доступ 14.05.2015).
- Международная маркетинговая группа. URL: http://www.marketing – ua.com
- Паладьев О. Н. Эгомаркетинг. М.:Университетская книга, 2012.
- Горчакова-Сибирская М. П. Психологические технологии построения имиджа (имиджелогия): Учебник. СПб.: СПбГИЭУ, 2012.
- Капелюшников Г. И. Экономический подход Г. Беккера к человеческому капиталу // США: экономика, политика, идеология. 1993. № 4.
- Бурикова И. С., Юрьев А. И., Коновалова Я. А. Опыт психологии измерения человеческого капитала. Иркутск, 2014.
- Шумаков Р. В. Человеческий капитал как фактор экономического роста. URL: http://www.jurnal.org/articles/2009/econ8.html (доступ 24.04.2015).
- Львов Д. С. Концепция управления национальным имуществом. Научный доклад на заседании Президиума РАН. 12 февраля 2002.
- Курганский С. А. Тенденции развития человеческого капитала в России. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-chelovecheskogo-kapitala-v-rossii (доступ 14.05.2015).