Измагурова, В. Л. Концепция непрерывного совместного развития как методологическая основа коучинга // Непрерывное образование: XXI век. – 2015. – Вып. 1 (9). − DOI: 10.15393/j5.art.2015.2728


Выпуск № 1 (9)

Кадровые и методические ресурсы непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 37.02 159.9

Концепция непрерывного совместного развития как методологическая основа коучинга

Измагурова Виктория Леонидовна
кандидат психологических наук
доцент кафедры организации и проектирования социальных систем Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
(Москва)
izmagurova@mail.ru
Ключевые слова:
коучинг
позитивная психология
диалог
технология достижения целей
психотехнологии
инновации в образовании
развивающие интеллектуальные среды
непрерывное совместное развитие.
Аннотация: цель статьи – представить преимущества коучингового подхода для развития личности и решения жизненно важных задач в различных ситуациях: преобразования семейных отношений, построения карьеры, творческого самоопределения, поиска дополнительных ресурсов для решения задач, в личностно ориентированном процессе обучения. В настоящее время активно формируется научная концепция методологии коучинга, основанного на парадигмах конструктивизма и позитивной психологии. В статье предложено определение коучинга и проведен анализ его отличий от психотерапии, психологического консультирования, тренинга и наставничества. В частности, результат в коучинге достигается за счет акцентирования и раскрытия пока еще не реализованного потенциала коуч-партнера, в противоположность компенсации и преодоления недостатков клиента в психотерапии на основе работы с его прошлым. Коучинг – это система методов, направленная на работу с потенциальным будущим коуч-партнера, конструирования наилучшего результата в его будущем. Осознанное «констуирование» наилучшего результата будущего возможно, так как этот процесс начинается с определения подлинной цели коуч-партнера, поддерживающей его мотивацию изменений.
Автор применяет для анализа психологической структуры коучингового процесса и его эффективности концепцию диалогичной природы сознания. В статье подчеркивается значение ключевой идеи в концепции коучинга – идеи непрерывного максимально возможного совместного развития потенциала участников коучинга и окружающей среды. Показана роль коучингового подхода для образования и развития обучающихся как эффективного ответа на вызовы современного информационного общества. Автор приводит также примеры практического применения коучинга, дает описание некоторых его методик, в частности «колеса жизненного баланса». В перспективе коучинг, по мнению автора, станет одной из главных технологий создания развивающих интеллектуальных сред, отличительной особенностью которых будет не только наличие новых компьютерных технологий, но, главным образом, новых развивающих коммуникационных технологий.
Статья поступила: 24.02.2015; Принята к публикации: 09.03.2015; Размещена в сети: 23.03.2015.

The concept of continuous joint development as the basis of the coaching methodology

Izmagurova V
PhD
associate professor at the Department of Social System Design and Organization at the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
izmagurova@mail.ru
Keywords:
coaching
positive psychology
dialogue
the technology of goal achievement
psychotechnology
innovations in education
developing intellectual environments
continuous joint development.
Abstract: the article aims to present the benefits of a coaching approach for personal development and problem solving in different situations: transformation of family relations, career development, creative self-determination, finding additional resources to solve problems in the process of student-centered learning. At the present time, a scientific concept of coaching methodology based on constructivism and positive psychology is being formed.

The paper proposes a definition of coaching and analyzes how it differs from psychotherapy, psychological counselling, training and mentoring. In particular, the result of coaching is achieved by emphasizing and fulfilling the potential of a coaching partner as opposed to psychotherapeutic work with the past, resulting in compensation and overcoming client's weaknesses. Coaching is a system of methods aimed at working with potential future of a coaching partner, designing the best result for their future. Conscious designing of the best future is possible because this process begins with identifying a true goal of a coaching partner, which supports the motivation for changes.

The author uses the concept of dialogic nature of consciousness to analyze the psychological structure of the coaching process and its effectiveness. The article emphasizes the importance of the idea of continuous and maximum possible joint development of the coaching participants and the environment. The author presents the role of a coaching approach for education and student development as an effective response to the challenges of modern information society.

The author also gives the examples of practical application of coaching, describes its methods, in particular, the "wheel of life balance." In the long term, the author views coaching as one of the main technologies for creating developing intelligent environments. Their distinguishing feature will be the presence of new developing communication technologies.
Paper submitted on: 24.02.2015; Accepted on: 09.03.2015; Published online on: 23.03.2015.

Вторая половина XX в. и XXI в. – эпоха распространения и высокой популярности различных развивающих психотехнологий: от психотерапии до коучинга. Если рассмотреть этот вопрос в философском аспекте, то речь идет о создании новой постантропологической парадигмы человека [11]. Человека, способного развивать и изменять свое сознание, и в результате преобразовывать свою жизнь. Идея трансформации сознания и отчасти самой природы человека путем развития высших психических функций на основе низших – (данных природой), была предложена в начале XX в. Л. С. Выготским, автором культурно-исторической теории в психологии. Согласно этой теории, развитие сознания человека и его личности обусловлены наличием культурных орудий и знаков, с помощью которых и формируется собственно человеческое в человеке. Развивающие практики и коучинг, в частности, являются примерами таких культурных орудий. Парадигма развивающих психотехнологий, с нашей точки зрения, является альтернативой идеям трансгуманизма, в соответствии с которым природа человека может и должна меняться, в том числе и даже большей частью на основе применения новых био- и компьютерных технологий. Уже более чем вековой опыт применения развивающих психологических практик показывает естественные способности человека к трансформации и улучшению своей природы на основе изменений сознания.

Каждое поколение отвечало и отвечает на вызовы своего времени, существуя в условиях, созданных предыдущими поколениями, находя решения поставленным и неразрешенным ими вопросам и создавая новые вопросы. Картина мира современного человека с европейским мышлением такова, что в условиях кризиса традиционных ценностей каждый вынужден, желая или не желая того, найти собственные ориентиры в жизни, определяя ее принципы и ценности. В этом случае пространство разнообразных выборов, плюрализм реальностей как «среда обитания» современного человека становятся возможностями для реализации в жизни осознанных ценностей и быстрого, эффективного движения в выбранном направлении. Современные развивающие психотехнологии способствуют определению и достижению выбранных целей. Одной из таких технологий является коучинг.

Коучинг и его отличие от психотерапии, психологического консультирования, тренинга и наставничества. Коучинг – популярное направление современной психологической практики. Первоначально он появился как метод помощи спортсмену в достижении поставленных им целей и затем перешел в бизнес, образование и другие сферы жизни. Анализируя и обобщая определения коучинга его известными основоположниками и практиками: Тимоти Голви, Майлзом Дауни, Джоном Уитмором, Томасом Дж. Леонардом, Мэрилин Антинсон и др., мы можем определить его как набор психологических инструментов, систему методов, позволяющую субъекту задействовать неиспользуемый потенциал для достижения поставленных целей. Вернее, для достижения максимально возможного результата относительно поставленных целей. Существуют различные виды коучинга, в зависимости от того, на основе какого психологического направления он развивается: психоаналитический, поведенческий, NLP, интегративный, нарративный и др. Но если говорить о наиболее известных и часто применяемых подходах к коучинговой практике, то среди них выделяется позитивная психология. Как отмечает Д. А. Леонтьев, коучинг развивался и становился востребованным одновременно с развитием позитивной психологии [10], поэтому его можно рассматривать как форму практического приложения позитивной психологии.

В центре внимания позитивной психологии находятся не дефицитарные переживания человека, а, напротив, опыт переживания счастья, достижения желаемого. Практика коучинга опирается, в первую очередь, на сильные стороны личности. Его философской основой является конструктивизм, в соответствии с основными положениями которого сознание субъекта не просто отражает окружающий мир, а активно создает его, конструирует [7, 8, 16]. Поэтому в наших силах, руководствуясь осознанной целью, «создать» желаемую реальность в виде шагов движения к этой цели.

Коучинг, наряду с психотерапией и психологическим консультированием, можно рассматривать как одну из технологий изменения неэффективных шаблонов поведения и способов мыслить. Но, в отличие от психотерапии, коучинг работает не с прошлым, а направлен в будущее. Он основан на субъект-субъектной парадигме взаимодействия: человек, проходящий коучинг, является не пассивным объектом воздействия, а активным участником процесса в качестве ведомого более опытным партнером. Отсюда наименование проходящего коучинг: «коуч-партнер», которое подчеркивает психологическое равенство позиций обоих участников коучинга. Это сближает коучинг с современным бизнес-тренингом. Часто само понятие коуча отождествляется с тренером, иногда тренером по личной эффективности. Тем не менее между ними есть существенная разница. Задача бизнес-тренера так же, как и тренера в спорте, выработать у проходящих тренинг необходимый в работе навык. Причем это подразумевает, что тренер обучает технологиям эффективных действий, которые он уже знает, в то время как задача коуча иная. Она состоит в том, чтобы помочь коуч-партнеру раскрыть свой потенциал и самостоятельно решить появившуюся жизненную задачу. Соответственно разными будут и инструменты. Инструмент тренинга – упражнения и задания для тренировки навыка. Инструмент коучинга – вопросы, направленные на раскрытие потенциала коуч-партнера и помогающие ему самостоятельно найти ответы. Этим коучинг отличается от психологического консультирования – коуч не дает готовых советов и рекомендаций. Трансформация происходит тогда, когда людям задают открытые вопросы, вместо того чтобы говорить им, что делать [2]. Коучинг отличается также от наставничества тем, что коуч не всегда является образцом поведения для партнера по коучингу с формулировкой в его адрес: «Делай как я». Коуч владеет технологией создания для коуч-партнера соответствующей психологической среды для значительного повышения его результативности, а также обучает применять эту технологию.

Диалогичность технологии коучинга. Коучинг как развивающая практика основан на идее непрерывного совместного развития потенциала участников коучингового процесса и окружающей среды. Коучинг экологичен, поскольку изначально философия этой системы методов основана на признании значимыми интересов находящихся рядом людей. Коучи в каждом человеке видят его нереализованный потенциал и возможности совместного развития [13].

Почему, говоря о коучинге, мы опираемся на концепцию именно совместного развития? Основная причина в особенностях структуры сознания, процессов мышления, открытых еще Л. С. Выготским. Наше сознание диалогично. Действительно, привычный всем нам способ осознания действительности и выработки необходимых решений – внутренний диалог с воображаемым внутренним собеседником [12]. Иногда мы не замечаем протекающих в нашем сознании мыслей, которые имеют диалогичную природу. То есть наше развитие, даже само осознанное существование основаны на возможности вступать в диалог – как обмен идеями, меняющими восприятие и отношение к тем или иным аспектам реальности всех участников диалога. Формирование сознания субъекта происходило и продолжает происходить под воздействием людей, с которыми он вступает во взаимодействие. Причем каждый из нас является носителем привычных шаблонов поведения и мышления, взаимодействия с окружающими, способов достижения целей, реагирования на те или иные события. Существуют две основные причины желания человека что-то изменить в себе. Первая: если эти шаблоны не позволяют достичь желаемых целей; вторая – появились более сложные задачи и цели, которые требуют умения действовать по-новому.

Как же достичь этих изменений? Опираясь на данные практической психологии, можно утверждать, что определить наличие эффективного или неэффективного стереотипа поведения часто возможно только на основе полученных результатов действий. Определить причину полученных результатов обычно удается на основе анализа того, что и как было сделано, и его сопоставления с другими вариантами достижения целей. А также, в первую очередь, четкого понимания целей, к которым мы стремились, ради чего совершали действия. Нередко цель осознается не в полной мере и остается мечтой, отчего кажется недостижимой.

Коучинг – четкая система методов (технология) достижения целей, основанная на умении сформулировать цель, определить шаги для ее достижения и преодолеть негативные шаблоны поведения и мысли, мешающие этому процессу. Итак, технология коучинга предполагает возможность самоанализа, процесс которого облегчается наличием собеседника, владеющего специальными методами постановки вопроса. Факт наличия собеседника позволяет нам обратиться к психотерапии и психоанализу как к системам, где впервые возникла идея специально организованной беседы для разрешения психологических проблем человека, обратившегося за помощью. В коучинге, в отличие от психотерапии, ответственность за результат процесса разделяется в равной степени между коучем и его партнером. Принятие на себя полной ответственности не только за результат процесса коучинга, но и за жизнь в целом – ключевая особенность этой технологии достижения целей.

Коучинг – это пошаговая система методов организации такого жизненного пространства, в котором субъект действует совместно с другими, активно создавая мир и привнося в него свою индивидуальность. Она организована таким образом, что меняет среду, в которой находится коуч, и людей в этой среде. В результате происходит развитие связки «коуч-партнер по коучингу» и среды, в которой они взаимодействуют. Развитие среды происходит по той причине, что ведомый, достигая своих целей, сам становится носителем концепции коучинга, активно применяя эту технологию в повседневной жизни для решения задач и эффективного взаимодействия. Причем развитие непрерывно, так как неизбежно постоянное появление новых задач, не решаемых привычными методами. Философия коучинга – это философия диалога, непрерывного совместного развития творческого потенциала его участников.

Примеры применения технологии коучинга. В современном мире уже стала осознанной проблема общества потребления, опасности стремления к счастью в понимании быстрого удовлетворения возникающих потребностей. Другая концепция счастья – человек счастлив, когда успешно решает возникающие либо поставленные им самим личностно значимые задачи, которые требуют от него приложения усилий и развития. Коучинговая концепция основана на второй парадигме счастья как активном творческом процессе достижения мотивирующих целей, совместном с другими создании реальности: через понимание себя, своих потребностей и умение экологично достигать поставленных целей. В основе коучинга представление о здоровом сознании, открытом новому и в то же время опирающемся на личные установки субъекта.

Как практикующему коучу1 мне не раз приходилось наблюдать рост и позитивное изменение жизненных ситуаций людей, проходящих коучинг. Это поиск своего места в социуме и его обретение в виде подходящей работы; позитивные изменения в личной жизни – создание семьи; определение своих сильных сторон и их развитие для организации собственной команды и обретения лидерства и многое другое. Как видно из этих примеров, цели клиентов, приходящих к коучу, различны. Именно с определения целей и конкретных шагов для их достижения и начинается коучинговый процесс. Этот момент не так прост, как может показаться на первый взгляд, так как обычно вместо реальных целей клиент заявляет в начале процесса декларируемые цели, то есть те, которые замещают, «маскируют» реальные, но не до конца осознаны им на данный момент. Приведу примеры двух случаев из практики с анализом процесса и результатов коучинга.

1) Коуч-партнер – женщина 40 лет. Домохозяйка, двое детей. Решила пройти коучинг в связи с желанием трудоустроиться, найти работу. Продолжительность коучинга: 2,5 месяца, по 2 сессии в неделю длительностью 1,5 часа. Результат прохождения коучинга: клиентка устроилась на работу в коммерческую компанию, через 2 года начала свою собственную практику. В процессе коучинга первоначальная цель видоизменилась: найти себя, понять свои новые жизненные цели. Семья есть, но хотелось бы чувствовать свою ценность независимо от семьи. В дальнейшем уже после прохождения процесса клиентка продолжила работу над семейными отношениями.

2) Коуч-партнер – мужчина 35 лет. Руководитель собственного малого бизнеса. Обратился с запросом развития навыков лидерства, повышения качества работы с сотрудниками. Продолжительность коучинга: 2 недели, по 2 сессии в неделю продолжительностью 1,5 ч. Результат: клиент заявил о понимании точки дальнейшего приложения усилий для развития своей команды. В процессе прояснения цель была уточнена: повысить личную эффективность, не привлекая для этого эмоциональные силы и личные ресурсы близких людей.

Изменение целей в обоих случаях – пример того, как происходит работа в коучинге: клиент обращается с запросом, например, увеличить доход, решить семейные проблемы, устроиться на работу, развить навыки лидерства и т. д. Далее следует этап прояснения подлинной цели клиента. Это крайне важно для успеха всего последующего процесса, так как в большинстве случаев цель, с которой обращаются к коучу, декларируемая, и необходимо провести специальную работу, чтобы выявить и зафиксировать подлинную цель, которая зачастую мало осознана. Также важно, как фиксируется цель: она должна быть оформлена письменно, конкретно, быть субъективно достижимой, в отличие от мечты. Если это не удается клиенту, он проходит специальную обучающую сессию по формулировке целей.

Коуч задает в ходе коучинга специально структурированные и выстроенные в определенной последовательности вопросы. В результате применения искусства правильно задавать вопросы коуч-партнер находит нужные ему ответы, которые являлись для него неочевидными до начала процесса. В итоге каждой сессии как клиент, так и коуч определяют, что для них было нового и значимого в ходе коучинга. Это важный момент, на практике выражающий концепцию непрерывного совместного развития. В данном случае – совместного для связки коуч – партнер по коучингу (клиент). Интересно отметить, что коуч в обеих ситуациях работает не только с клиентом: в первой ситуации – также и с семьей, то есть со связкой: «клиентка, ее муж и дети». Во второй ситуации – со связкой «клиент, команда сотрудников». Это также пример реализации на практике принципа совместного развития – человека и среды, в которой он находится: проходя процесс коучинга, клиент осваивает и способ коучингового мышления, далее проявляя его в обыденной жизни. Налаживаются новые формы взаимодействия с окружающими, формируется механизм диалога, взамен ситуации параллельного протекания монологов. Взаимодействие участников происходит на более глубоком уровне, затрагиваются глубинные желания, невысказанные эмоции, в результате увеличивается взаимная удовлетворенность партнеров от общения.

Важно также отметить, что в обоих примерах тема реализации человека в социальной деятельности оказалась связана с темой семейных отношений. Это демонстрирует коучинговый принцип гармоничного развития личности в разных областях жизни, в соответствии с которым, если есть проблема в одной из ключевых сфер, то она также отразится на эффективности в других. В обоих случаях неудовлетворенность отношениями в семье вызывает желание самореализоваться на работе, при этом напрямую проблема развития отношений в семье не ставится.

Коуч не предлагает клиенту рекомендаций по решению поставленных задач, и это также защищает процесс коучинга от опасности работать с декларируемой целью клиента, так и не обнаружив подлинную. В первом случае декларируемая цель не будет обладать достаточной мотивирующей силой, о чем будет свидетельствовать отсутствие желания коуч-партнера действительно что-либо менять в своей жизни. После того как цель обозначена, в коучинге определяется пошаговый план действий для достижения намеченного, для этого также анализируется, какие новые ресурсы, возможно, необходимы для достижения целей. Если требуются новые навыки, то клиент осознанно выбирает обучение, которое поможет их приобрести.

Приведенные ситуации иллюстрируют тот факт, что коучинг, в отличие, например, от психоанализа, – краткосрочный вид психологической практики, позволяющий достичь довольно значимых изменений. Это делает его привлекательным для успешных людей, уже добившихся значительных результатов в жизни и ориентированных на оперативное решение появляющихся задач. В обоих приведенных примерах процесс коучинга был пройден и завершен успешно, что отразилось в удовлетворенности коуч-партнеров результатами сессий и всего процесса в целом, а также конструктивными желаемыми изменениями в их жизни. Тем не менее иногда клиенту можно предложить альтернативу коучинга – психологическое консультирование, психотерапию. Это целесообразно в том случае, если клиент не готов ставить цели и работать для их достижения. Формирующаяся в итоге успешного прохождения процесса коучинга конструктивная установка к жизненным задачам выражается в дальнейшей, уже самостоятельной работе клиента по их решению.

Примером конкретной техники, применяемой в коучинге для эффективной и осознанной постановки целей в разных областях жизни, является «колесо жизненного баланса» Томаса Дж. Леонарда – одного из основателей коучинга. Она выполняется следующим образом: начерченный круг делится на 8 равных частей. Каждая часть круга символизирует одну из сфер жизни:

-     здоровье;

-     семью;

-     самореализацию (творчество, карьера, работа);

-     финансы;

-     личностный рост (обучение);

-     общение (друзья, единомышленники);

-     духовность (развитие интереса к нематериальным сторонам жизни);

-     отдых.

Когда части круга обозначены, коуч предлагает оценить каждый сектор по шкале от 0 до 100 % (насколько Вы довольны своей жизнью в этой области) и затем определить 1−2 сектора для дальнейшей работы в коучинге. Пример коучинговых вопросов для продолжения работы с «колесом жизненного баланса»: Что означает для Вас в этой области оценка 100 %? Что важно сделать, чтобы достичь желаемого уровня?

 

Реальная практика коучинга опирается на целый арсенал методов и методик. Для иллюстрации изложенных выше психологических принципов эффективности коучинга приведу пример коуч-сессий из моей практики.

Клиентка N приняла решение пройти процесс коучинга в связи с желанием повысить свою деловую эффективность. Коучинговый процесс начинается с постановки клиентом цели и определения ее подлинности. В этом случае была поставлена финансовая цель, на которую хотела выйти N после прохождения коучинга. Коучинговая сессия начинается с последовательной цепочки вопросов, каждый из которых имеет глубокий психологический смысл, помогая клиенту осмыслить: что даст ему достижение цели, насколько она экологична – как ее достижение повлияет на окружающих людей, к каким изменениям в своей личной жизни это приведет. Следующий этап – клиент самостоятельно определяет шаги достижения этой цели – что именно нужно сделать?

На следующих этапах клиентка анализировала свои возможности: способности, умения, знания и другое, что поможет ей в достижении целей, а также определялось, что может препятствовать этому, и что можно сделать, чтобы убрать эти препятствия. Также была проведена сессия, направленная на изменение привычных неэффективных шаблонов поведения в значимых для клиента областях жизни. Проходя коучинг, одновременно клиентка продолжала заниматься бизнесом в своей области.

Коучинг в образовании. Вероятно, появление, распространение и популярность коучинга не случайны для нашего времени. Мы живем в эпоху информационного общества, внедрения новых технологий, все увеличивающейся скорости жизни. Все это, безусловно, создает для нас новые вызовы, среди которых: необходимость быстро обрабатывать новую информацию, релевантно отбирать ее, эффективно действовать в постоянно ускоряющемся мире и использовать новые технологии. Как показывает опыт современных учителей-новаторов, появление компьютеров позволяет совершенствовать технологии обучения. Причем в новых формах обучения от обучающихся ожидается все большая активность. Учитель, преподаватель становится навигатором в «море» информации, помогая найти и выбрать нужную информацию [14]. Одним из таких учителей-новаторов является индийский ученый и просветитель Сугата Митра.

В настоящий момент С. Митра работает над созданием СОУП — самоорганизованного учебного пространства [17]. Основная идея его концепции состоит не в самом обеспечении ребенку доступа в Интернет, а именно в работе с компьютером, имеющим доступ в Интернет, в группах, где дети могут взаимообучаться без взрослых. Так как источником информации вместо учителя выступает Интернет, большое значение играет мотивация детей на обучение. Именно эту роль отводит С. Митра учителю. Задача учителя – выражать восхищение находками детей и задавать вдохновляющие и мотивирующие вопросы: «Как ты это сделал? А можешь еще?» То есть в основе этой системы обучения, в частности, коучинговая концепция умения задавать развивающие вопросы.

По нашему мнению, любая самоорганизующаяся социальная система опирается на концепцию коучинга. Действительно, такая система предполагает внутреннюю мотивацию участников для поддержания своего существования и развития, а также способность к самообновлению, открытость новой информации, постоянное и эффективное взаимодействие между составляющими системы. Современные образовательные технологии значительно трансформируют наше привычное представление о процессе образования. Признаком инновации становится выход за пределы классно-урочной системы, что подразумевает возможность ученика обучаться, не находясь в школьном классе. Это позволяют делать технологии дистанционного обучения, открывающие возможность совершать в Интернете виртуальные экскурсии, участвовать в онлайн-конференциях, организовывать «виртуальные проектные группы», где над одним проектом вместе могут работать учащиеся разных школ и преподаватели.

Интересным примером инновационной технологии обучения является «перевернутый урок». Он имеет такое название, потому что в классе ученики совместно с преподавателем выполняют «домашние задания», а дома изучают лекционную часть, необходимую для этой работы [4]. Новые технологии предполагают интерактивные формы обучения как с применением Интернета, так и в офф-лайн пространстве: совместная проектная деятельность в Сети, тренинги, мастер-классы, групповые дискуссии.

В настоящее время коучинговая парадигма уже применяется в России, причем не только в бизнесе или как разновидность технологии психологического развития клиента, но также в вузах и в школах. Современные педагоги считают актуальным направлением собственное образование в сфере человеческого развития. В связи с появлением стандартов личностно ориентированного образования становится важным владение педагогом инновационными технологиями актуализации потенциала самого педагога и ученика в процессе достижения ими желаемого результата [9]. В перспективе коучинг, по нашему мнению, станет одной из главных технологий создания развивающих интеллектуальных сред, отличительной особенностью которых будет не только наличие новых компьютерных технологий, но, главным образом,  новых развивающих коммуникационных технологий, одной из которых и является коучинг.

 

Список литературы

  1. Андреева М. О. Коучинг как профессионально-педагогическая компетентность современного учителя. 2014. URL: http://coachingineducation.ru/category/carticles/
  2. Аткинсон М., Чойс Рэй Т. Наука и искусство коучинга: пошаговая система коучинга. Киев: Companion Group, 2010.
  3. Бек Дж. Когнитивная терапия. Полное руководство, М.: Вильямс, 2006.
  4. Богданова Д. Перевернутый урок // Дети в информационном обществе. 2012. № 11. С. 68−71.
  5. Выготский Л. С. Генезис высших психических функций // Выготский Л. С. Психология. М.: Эксмо-Пресс, 2000. С. 607−630.
  6. Гульчевская В. Г. Коучинг − инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально-личностном развитии учащихся. URL: http://coachingineducation.ru/kouching-innovacionnaya-texnologiya-podderzhki-v-obuchenii-i-individualno-lichnostnom-razvitii-uchashhixsya/
  7. Джерджен К. Социальный конструкционизм: знание и практика. Минск: БГУ, 2003.
  8. Келли Дж. Теория личности: психология личных конструктов. СПб.: Речь, 2000.
  9. Коучинг в образовании. URL: http://coachingineducation.ru/
  10. Леонтьев Д. А. Позитивная психология – повестка для нового столетия // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 9. № 4. 2012. C. 36−59.
  11. Мамедов Н. М. Природа и сущность человека. 2014. URL: http://region.viperson.ru/wind.php?ID=674779
  12. Россохин А. В., Измагурова В. Л. Внутренний диалог и его связь с рефлексией // Вопросы психологии. 2008. № 4. С. 13−23.
  13. Рыбкин И., Падар Э. Системно-интегративный коучинг: концепты, технологии, программы. М.: ИОИ, 2009.
  14. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. М., 2013.
  15. Улановский А. М. Коучинг с оглядкой на науку: практики позитивной жизни // Психология. Журнал высшей школы экономики. Т. 9. № 4. 2012. С. 59−81.
  16. Улановский А. М. Конструктивизм, радикальный конструктивизм, социальный конструкционизм: мир как интерпретация // Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 35−45.
  17. Ученый и просветитель Сугата Митра: «Дай ребенку компьютер − и он за полчаса разберется в теории относительности». 2012. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/5563-prosvetitel-sugata-mitra-uchitel-kotoryy-mozhet-byt-zamenen-kompyuterom-dolzhen-byt-im-zamenen
  18. Чикстентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания. М.: Смысл, 2011.





Просмотров: 6953; Скачиваний: 887;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2015.2728