Горчакова-Сибирская, М. П. Информальное образование в морских круизах: опыт рефлексии // Непрерывное образование: XXI век. – 2014. – Вып. 2 (6). − DOI: 10.15393/j5.art.2014.2364


Выпуск № 2 (6)

Образование через всю жизнь

pdf-версия статьи

УДК 374.1

Информальное образование в морских круизах: опыт рефлексии

Горчакова-Сибирская Маргарита Павловна
доктор пед. наук
профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии СПбГЭУ
(Санкт-Петербург)
m.gorsib@yandex.ru
Ключевые слова:
информальное образование
морской круиз
компетенции
подготовка менеджеров туризма.
Аннотация: в статье делается попытка систематизировать этапы и содержание информального образования, полученного автором в процессе путешествий – в морских круизах. На основе собственного опыта посещения различных стран и регионов, вызывавшего потребность в их углубленном изучении, делается анализ приращения знаний, умений, компетенций и опыта. Базой для обобщения стали личные впечатления, полученные от знакомства со 102 странами и территориями во всех частях света, кроме Антарктиды. Автор обращает внимание на тот факт, что путешествия обычно рассматриваются как разновидность досуга. Предполагается, что их цели связаны, в основном, с отдыхом, что образовательный туризм направлен только на изучение иностранных языков и не имеет иного должного развития. Однако потребности туристов в условиях постиндустриального общества все больше склоняются в сторону полезных туров, сочетающих отдых и образование. Признание образовательного туризма высокоэффективной технологией обучения также не решает вопроса: методических рекомендаций по непрерывному образованию туристов в процессе путешествия не существует. В статье показано, что ни одно из направлений туризма по своей насыщенности информацией, разностороннему накоплению опыта, приобретению интегрированных знаний, параллельно с углублением знаний иностранных языков, изучением стран и населения планеты, не может сравниться с морскими круизами. Практически информальное образование в процессе морских круизов может осуществляться путем планомерной подготовки и выбора маршрута, непосредственного погружения в опыт путешествий, анализа и обобщения материалов круиза, рефлексии и научного обоснования выводов. Раскрывая потенциал и содержание информального образования в морских круизах, автор показывает, что оно может рассматриваться также как профессионально-образовательная отрасль, дающая основу подготовки менеджеров туризма и преподавателей. Сделан вывод о целесообразности дальнейшей совместной работы представителей турфирм и педагогов по разработке материалов для удовлетворения потребностей туристов в непрерывном образовании параллельно с отдыхом.
Статья поступила: 23.05.2014; Принята к публикации: 23.06.2014; Размещена в сети: 25.06.2014.

Informal education on sea cruises: self-reflection

Gorchakova-Sibirskaya M P
D.Sc., full professor, head of the Department of Pedagogy and Psychology at Saint Petersburg State University of Economics and Finance.
(St. Petersburg)
m.gorsib@yandex.ru
Keywords:
informal education
sea cruise
competencies
training for tourism managers
Abstract: the paper attempts to classify the stages and the content of informal education obtained by the author during sea cruises. Based on the author's experience and subjective impressions of visiting 102 different countries and territories of all continents except Antarctica and their in-depth study, the paper analyzes the augmentation of knowledge, skills, competencies, and experience. The author draws attention to the fact that traveling is usually considered as a leisure activity with no educational purpose, and educational tourism is considered as a stagnant industry entirely focused on the study of foreign languages. However, tourists in the post-industrial society tend to need tours that combine leisure and education. The recognition of educational tourism as an effective educational technology does not solve the issue, as methodological guidelines for lifelong education of tourists do not exist.
The article shows that cruise is a form of travel distinguished from any other forms by its information richness, variety of experience and its accumulation, integrated knowledge acquisition along with the development of the knowledge of foreign languages, countries, and the world's population.
Informal education on cruises can be implemented by careful itinerary planning, travel immersion, the analysis and synthesis of cruise materials, self-reflection, and scientific substantiation of conclusions. Moreover, the author discusses the prospects and content of informal education on cruises and states that it can be considered as a professional education sector providing the basis for the training of tourism managers and teachers. The author concludes that it is reasonable to continue collaboration between teachers and representatives of travel agencies to develop the guidelines to meet the educational needs of modern tourists.
Keywords: informal education, sea cruise, competencies, training for tourism managers.
Paper submitted on: 23.05.2014; Accepted on: 23.06.2014; Published online on: 25.06.2014.

Когда мы говорим об образовании как процессе, то подразумеваем, с одной стороны, усвоение систематизированных компетенций, знаний, умений и навыков; с другой – целенаправленную познавательную деятельность по приобретению и углублению знаний, связанную с познанием человека и совершенствованием системы ценностных норм. Непрерывное образование является одной из характерных и наиболее ярких особенностей информационного общества. Его следует рассматривать как поэтапный пожизненный процесс расширения границ познаний у людей разного возраста. Обычно термин «непрерывное образование» рассматривается в двух взаимосвязанных и одновременно различных направлениях:

- непрерывное образование, которое характерно для любого образованного человека, желающего заниматься образованием и самообразованием в рамках государственных и общественных учреждений;

- непрерывное профессиональное образование, которое является неотъемлемой частью профессионального становления специалиста и является обязательным в любой сфере деятельности, так как прописано законодательно.

В первом случае это обучение по программам, которые предлагают человеку государственные, общественные, научные, коммерческие и другие организации на протяжении всей жизни, начиная с дошкольного и заканчивая преклонным возрастом. Во втором − это сложное, взаимосвязанное, последовательное взаимодействие различных образовательных систем, главной среди которых является система повышения квалификации, сопровождающая специалиста на всем пути его профессиональной деятельности. Непрерывное образование – это процесс роста образовательного потенциала личности, предполагающего углубление в познание окружающего мира, освоение новых видов деятельности. Чем большим духовным потенциалом владеет личность, тем в большей мере возникает потребность в знаниях, самооценке, понимании окружающего мира и самого себя, смысла своего существования, тем целенаправленней она стремится к реальным действиям и поступкам. К непрерывному образованию также может побуждать влияние среды и привычек. Взаимосвязь этих факторов порождает мотивационный эффект непрерывного образования, позволяющий прогнозировать результат. Структуру мотивационного эффекта можно представить следующим образом (см. схему 1). Потребность и привычка к путешествиям, создающим особым образом интеллектуально и эмоционально окрашенную среду жизнедеятельности, может быть рассмотрена как особый случай мотивации непрерывного образования и его существенный этап.

Об этом много написано известными философами и педагогами. Еще в XVII веке в педагогическом трактате «Мысли о воспитании» Джон Локк повествует нам о том, что джентльмен заканчивает свое образование в Англии путешествием по Франции и Испании, следуя традициям английского образованного общества. Жан-Жак Руссо завершает свое сочинение «Эмиль, или О воспитании» главой «О путешествиях». Жанр немецкого «романа воспитания» предполагал в качестве одной из фаз становления героя «годы странствий». Эти работы, вне сомнения, обращают внимание на важность путешествий, дающих взглянуть на суть вещей. Чтобы лучше понять себя и свой микромир, необходимо увидеть другие лица с иным, непривычным укладом жизни, со своими особенностями и ценностями, со своим национальным характером. А это наилучшим образом возможно сделать в путешествиях.

 

Схема 1. Мотивационный эффект непрерывного образования

 

Участие в двадцати трех морских круизах, знакомство с пятью континентами Земли, освоение более 400100 тыс. км воздушного пространства (что в 10 раз превышает длину экватора); десять пересечений экватора по воздуху и по воде; посещения 102 стран мира и двух точек «Края Земли» (в Америке – мыс Горн, в Новой Зеландии – Дунэдин) невольно привели к появлению нового для автора взгляда на непрерывное образование. Фото 1. Край Земли. Фото 2. Сертификат о посещении Мыса Горн.

 Многолетний личный опыт показал, что возможности известных направлений непрерывного образования в рамках государственных и общественных учреждений могут быть дополнены существенным блоком – самообразование в путешествиях, которое реализует цели самостоятельного расширения границ познания посредством освоения новых стран и континентов. Данная статья является попыткой продемонстрировать возможности и систематизировать этапы и содержание информального образования в процессе путешествий. Предлагаемые выводы сделаны на основе многоуровневой рефлексии автора над приобретенными в ходе морских круизов знаниями, умениями, навыками, полученным ценностным и эмоциональным опытом [1].

Рассмотрение путешествий как разновидности туризма предполагает, что их цели связаны, в основном, с отдыхом и посещением достопримечательных мест: участием в спортивных, культурных, религиозных мероприятиях (футбольные матчи, соревнования, карнавалы, выставки, паломничество и др.). Помимо этого, существуют культурно-познавательные, или экскурсионные и образовательные, туры. Как отмечается в научной литературе [2; 3], в последнее время на рынке туристических услуг появилась тенденция к увеличению спроса на такие туры, которые предусматривают, наряду с отдыхом, осмотр достопримечательностей и насыщенную экскурсионную программу. Все большую популярность получает в настоящее время образовательный туризм, связанный с изучением иностранных языков. Такие изменения в направленности и выборе туров обусловлены особенностями постиндустриального общества, когда сама жизнь ориентирует человека на полезный отдых, на расширение границ знаний и непрерывное образование личности, в том числе при оптимальном использовании своего свободного времени. Однако, несмотря на заинтересованность все большего количества людей в соединении путешествия и образования, образовательный туризм в широком смысле слова (как познавательная деятельность в процессе путешествия) пока не получил должной научной методической интерпретации.

С одной стороны, исследователями сферы туризма обращается внимание на то, что образовательный туризм потенциально включает высокоэффективные технологии обучения и тем самым является формой организации учебного процесса [4]. С другой стороны, следует отметить, что данная технология с точки зрения обоснования теоретических подходов и методических рекомендаций к организации эффективной деятельности по приращению знаний туристов в процессе путешествия пока не разработана.

На практике новая информация и опыт деятельности приобретаются в процессе непосредственного погружения в контекст путешествий и заставляют непрерывно оттачивать свои знания и получать новые, то есть отправляться в неизведанные образовательные странствия. Определяя для себя цели путешествия и вид туризма (пляжный, городской, горный и т. д.), люди, как правило, сами планируют шаги предстоящего приращения знаний или собственного информального образования в рамках приобретенного турпакета, то есть предусмотренного турфирмой организованного отдыха.

Исходной точкой моих путешествий по миру была, наверно, как и у всех, любознательность: какие страны, люди, национальности есть на свете и как они живут? Очень хотелось все увидеть своими глазами и побывать в далеких чужих краях. По мере накопления опыта любая поездка стала иметь вполне конкретную цель, направленную на изучение и, насколько это можно, понимание социальной атмосферы страны и ее обитателей, исходя из внешнего знакомства с городами, населенными пунктами и краткого общения с иноязычными людьми совсем другой культуры. Первоначально поездки заканчивались поверхностным знакомством со странами и беззаботным отдыхом. Однако время показало, что все виды туризма, находясь в узких рамках тематических программ, с точки зрения непрерывного образования существенно уступают такому виду путешествий, как морские круизы. Круизы, в отличие от эпизодических поездок, способствуют более тщательному знакомству с государствами и миром в целом. Они позволяют за одно путешествие получить намного больше информации, посетить несколько стран, сравнить их, найти общие черты и коренные отличия, познакомиться с их описанием на борту лайнера, послушать лекции и уже на берегу ощутить реальную обстановку.

Первый круиз заинтересовал меня посещаемыми странами и перспективой путешествия по Средиземному морю с прибытием в Гибралтар (предстояло пройти по Гибралтарскому проливу). Все казалось интересным, но настораживало одно: на судне нет стабилизаторов качки. В то время этот факт был не очень понятен и не повлиял на принятие решения о приобщении к новому виду морских круизных путешествий. Между тем стабилизаторы качки (точнее, их отсутствие) напоминали о себе неоднократно в открытом море, когда при проходе по палубам приходилось крепко держаться за поручни, когда предметы сервировки обеденного стола со звоном летели на пол, когда лучше было не выходить из каюты, поскольку нас тоже бросало из стороны в сторону. Эти маленькие события потребовали в дальнейшем обращать особое внимание на наличие стабилизаторов качки на корабле. Появилось также знание о том, что при выборе круиза весьма существенна информация о типе корабля, имидже круизной компании, количестве палуб, тоннаже, размерах лайнера (длина и ширина), о максимально возможном количестве пассажиров и членов экипажа.

Опыт, приобретенный в этом первом путешествии, выявил круг предпосылочных знаний, личностно необходимых для организации нового круиза на большом круизном лайнере. А именно:

1. Появилась необходимость существенно совершенствовать английский язык.

2. Захотелось более подробно узнать о тех регионах, портах и странах, где мы уже побывали.

3. Появилась заинтересованность в сравнении посещенных стран между собой: по уровню жизни населения и в сравнении с Россией – значит, надо было обращаться к изучению современной мировой экономики.

4. Потребовалось поискать информацию о круизах и лайнерах.

Позднее круиз на солидном лайнере дал возможность осознать, что и представить бывает невозможно, насколько многообразен мир, какие существуют интересные сведения и факты, о которых я бы не догадывалась без посещения той или иной конкретной страны. Круиз также позволил акцентировать внимание на том, что:

- необходимо заранее изучать информацию о странах и портах захода корабля и планировать береговые экскурсии;

- лучше находить информацию о трансфертах от аэропорта до отеля и внутри стран, не прибегая к помощи агентов турфирм, – самостоятельные поездки могут быть намного экономичнее;

- нельзя пренебрегать правилами провоза на самолете личных вещей, продуктов и сувениров, эти правила нужно четко знать;

- ориентировка в аэропорту чужой страны требует не только внимания, но и навыков общения;

- любой вопрос можно решить, если правильно общаться – жители другой страны никогда не откажут, а наоборот помогут, если вы вежливы, доброжелательны, искренни и проявляете уважение к собеседнику.

Личная география круизов постепенно расширилась. При их выборе на первый план вставал вопрос о посещении новых стран и регионов. Захотелось параллельно осваивать, кроме Средиземного моря, моря Индийского, Тихого и Северного-Ледовитого океанов. Кроме того, если изначально хотелось понять только социальные аспекты мира (как живут люди, особенности городов, качество жизни, образование и т. д.), то затем невольно появился интерес к растительности и животному миру далеких регионов.

Фото 3. Обезьянка из Белиза. Фото 4. Черепахи Каймановых островов. Фото 5. Сингапур, бутылочное дерево.

Как оказалось, ответы на поставленные вопросы требуют знаний о местоположении и особенностях государства, включая территорию, границы, население (количество и национальности), государственный строй, уровень жизни. Например, в путешествии по Индии меня поразило, что люди, живущие в лачугах (в нашем понимании – без элементарного благоустроенного жилья), зарабатывающие на жизнь от случая к случаю, не расстаются с ноутбуками, имеют спутниковые антенны TV и с гордостью и радостно смотрят на жизнь. Что же стимулирует их к использованию современной техники? Конечно же, жизненная необходимость. И не только стремление быть на волне технических новинок, но и знать новости, общаться в социальных сетях и многое другое… Будут ли эти люди продолжать обучение после школы? Нельзя сказать с уверенностью, что да (это дорого). Но, вероятно, заниматься самообразованием будут, этого требует современная жизнь. Размышления об Индии подтолкнули к анализу развития этого государства.

Как правило, поиск информации, по сути вовлекающий в процесс информального образования, начинался с изучения путеводителей, географических карт и справочников, статей и сайтов в Интернете. Необходимым было и общение с бывалыми путешественниками. Понятно, что цели информального образования никто не задает извне: они рождаются из потребностей и часто оказываются достижимыми лишь частично (в пределах данного временного интервала), не в полном объеме лишь потому, что чем больше осуществляется углубление в суть, тем больше раздвигаются границы непознанного. Какие именно знания о странах после их посещения требовали углубления в первую очередь? Особенности народов, проживающих в этих странах; культурные ценности; состояние образования; животный мир и растения; уровень жизни людей. Кроме того, для ведения бесед с местным населением необходимо знать и постоянно совершенствовать английский язык, которым владеет подавляющее большинство населения нашей планеты. Очень полезно еще знать хотя бы несколько самых нужных слов (доброе утро, спасибо, пожалуйста, до свидания и т. д.) на языке народности той страны, где придется путешествовать.

Одновременно с изучением регионов, стран и морей, безусловно, углублялись суждения о круизных компаниях, существующих типах лайнеров и их основных характеристиках (длина, ширина, количество палуб, тоннаж, страна изготовления, год постройки, максимальное количество пассажиров и членов экипажа). Эти характеристики давали возможность сравнивать лайнеры и выбирать предпочтительные варианты.

Поскольку круизный лайнер объединяет от 800 до 5000 туристов со всего мира (как правило, в круизе участвуют представители 32–48 стран и более 30–40 национальностей), важным является коммуникативный (вербальный и невербальный) аспект путешествия. Даже если не придется непосредственно общаться, надо уметь понимать окружающих людей с точки зрения особенностей их культуры, традиций, манер поведения. Поэтому во время круиза невольно обогащаются представления о народах разных государств, о многообразии и богатстве нашего мира, о духовных ценностях. Значимыми становятся умения вести диалог, критически осмысливать собственное поведение, не замечать этноцентризм, характерный для отдельных людей.

Фото 6. В порту Туниса. Фото 7. Представительница Зимбабве

 Что касается эмоциональной стороны круизных путешествий, то не вызывает сомнения тот факт, что лучшей обстановки для релаксации после утомления и напряжения от забот повседневной жизни просто быть не может! В морском круизе оказываются естественными и интересными общение с живой природой, возможность глубже понять людей всего мира, отличающихся национальностью, страной проживания, цветом кожи. Их, как правило, индивидуально доброжелательное отношение всегда позитивно настраивает на беседы, посещение экскурсий и разных мероприятий. Все это является основой для внутренней мотивации углубления своих познаний о странах, народах, их культурных ценностях, обычаях и традициях, о среде обитания. Поэтому первоначальные цели познания социальных аспектов существования разных государств трансформируются в задачи ознакомления с природными условиями, флорой и фауной, демографией и др. Пересматривается и система ценностей.

Весьма трогательным во всех странах является отношение людей к природе. Так, значительные площади современных мегаполисов большинства стран составляют красивые, хорошо ухоженные лесопарковые зоны. В Новой Зеландии давно уже не пользуются полиэтиленовыми пакетами как экологически непригодными; в Сиднее большие страусы спокойно гуляют по паркам и их никто не трогает. Интересно, что кенгуру и страус стали в Австралии неофициальной эмблемой страны и символами движения вперед именно потому, что они не умеют двигаться назад. Впрочем, особенности стран и этикета в них – это отдельная тема. Когда меня спрашивают: «Какой круиз произвел лучшее впечатление?» – я считаю, что не могу ответить однозначно, так как многообразие новизны от межкультурных коммуникаций, знакомства со странами и континентами и уникальными точками нашей Земли не позволяют отдать чему-то предпочтение. Своеобразно неповторимы и Гренландия, и Огненная Земля, загадочная Азия и строгие Британские острова, далекая Новая Зеландия и страны Южной Америки. Не говоря уже о красоте острова Фиджи и Французской Полинезии.

Фото 8. На пути в Гренландию. Фото 9. На таиландском слоне. Фото 10. Общение с кенгуру в Австралии. Фото 11. Кубинский кокос.

 Таким образом, если говорить о морских круизах и их образовательном потенциале, это далеко не простой отдых, но исключительная непрерывная познавательная деятельность, дающая умиротворение душе и разуму и в то же время заставляющая постоянно искать и находить информацию, работать с ней: не только в процессе круиза, но до и после него (при обобщении материалов, рефлексии в связи с приобретенным опытом и своими переживаниями). Информальное образование в круизе может осуществляться посредством погружения в опыт путешествий, анализа и обобщения материалов круиза, а также планомерной подготовки и научного обоснования выводов на основе отсроченной во времени рефлексии.

Перечисление отдельных единиц информального и незапланированного образования через путешествия в морских круизах подводит к необходимости систематизации содержания такого образования. Во-первых, структуру информального образования в данном случае можно представить четырьмя этапами: выбор круиза, подготовка к круизу, процесс совершения круиза и обобщение материалов круиза после его окончания. Во-вторых, содержание образования на каждом из этапов включает в себя поиск и работу с информацией, с целью оптимального знакомства с новым регионом, а также целый ряд умственных и практических действий, формирующих определенный круг компетенций, относящихся не только к общекультурной, но частично уже и к профессиональной сфере (туристского менеджмента).

Приобретение компетенций, а также приращение знаний и потребностей в усвоении новой информации рассмотрены далее на примере первых двух этапов: выбора круиза и подготовки к круизу. Перечень компетенций, необходимых для выбора круиза, показан в таблице 1.

Таблица 1

Перечень компетенций, необходимых для выбора круиза

№ n/n Этапы выбора круиза Базовые знания Углубление знаний и приобретение опыта Компетенции
1 Определение точки Земли, которую надо посетить (страны, моря, острова и т. д.) Знание географического положения мест выбора круиза (стран, морей, островов и т. д.)   Владение информацией о местах поиска круиза         Владение информацией о лайнерах в круизных компаниях   Сопоставление найденной информации о круизе с его стоимостью Изучение мест расположения стран, морей, островов на карте мира       Изучение каталогов круизов. Поиск информации в Интернете. Изучение информации в турфирмах.   Изучение технических характеристик выбранного круизного лайнера Умение читать географические и политические карты мира   Владение компьютерными технологиями поиска   Умение работать с документацией   Умение общаться с операторами турфирм   Умение понимать технические характеристики круизных лайнеров   Умение логически мыслить   Владение информацией о рынке круизов
2 Поиск вариантов перелета к началу круиза и из конечной точки перелета домой Определение стоимости перелета   Выявления количества пересадок   Определение времени перелета   Выбор авиакомпании Определение оптимального маршрута перелета и оптимальной стоимости   Накопление опыта компьютерного поиска авиаперелета   Изучение имиджевых характеристик авиакомпаний и круизных компаний Умение находить информацию об оптимальных авиаперелетах   Умение находить информацию о круизах Умение оценить технические характеристики круизных лайнеров
3. Выбор круиза Сопоставление стоимости круиза и стоимости перелета к началу круиза и обратно Согласование мест на круизном лайнере с туроператором и бронирование мест на круизном лайнере Умение проводить маркетинговые исследования рынка авиакомпаний и морских круизов   Выбор оптимального круиза

 

Из таблицы 1 видно, что этап выбора круиза требует наличия интегрированных компетенций, базирующихся на разных знаниях и умениях, включая экономическую географию, картографию, информационные технологии, ориентацию в технических характеристиках лайнеров, умение логически мыслить и работать с информацией. В то же время устойчивость познавательного интереса в сочетании с практическими потребностями позволяет должным образом подготовиться к путешествию, развивает эти компетенции, стимулирует к дальнейшей поисковой деятельности.

Фото 12. Шри Ланка. С мыслями о новом круизе

 Перечень компетенций и потребностей в новых знаниях, приобретаемых на этапе подготовки к круизу, показан в таблице 2.

Таблица 2

Перечень компетенций и потребностей в новых знаниях, приобретаемых при подготовке к круизу

№ n/n Этапы подготовки к круизу Базовые знания Углубление знаний и опыта Приобретаемые компетенции Потребности в новых знаниях
1 Изучение особенностей портов захода корабля Ориентировочное представление о географическом расположении порта Поиск расположения порта на политической и физической картах мира   Выявление местоположения порта в пределах страны и названия омывающего порт моря (залива)   Определение рельефа местности в порту захода (низменности или холмы)     Умение читать и понимать политические и физические карты   Владение информацией о портах захода, о морях и физических характеристиках местности в портах   Владение информацией об истории государства, о формах правления в нем, об административном делении в государстве, о населении, о флоре и фауне, о климате, об экономике Значение порта в экономике страны   Сравнение его с другими портами мира    
2 Изучение характерных особенностей государств и регионов, к которым относится порт Ориентировочное представление о государствах и населении, о климате, об экономике Поиск информации об истории, государственном устройстве, о населении, о физических характеристиках и климате на территории государства, об экономике и уровне жизни населения по оценке ООН Владение информацией об истории государства, о формах правления в нем, об административном делении в государстве, о населении, о флоре и фауне, о климате, об экономике История государства, состав населения, средний возраст жителей, религия, продолжительность жизни
      Поиск информации о культуре и образовании в этих странах   Поиск информации о флоре и фауне, о рельефе береговой линии моря (океана)   Прогнозирование затрат на берегу и обмен валюты Владение информацией о театрах, школах, университетах, о традициях и обычаях   Представление об уровне жизни населения, об архитектуре городов и портов Познание национальной кухни Достижения страны, сравнение уровня человеческого развития
3. Оформление документов на круиз     Приобретение билетов Согласование с турфирмой условий договора     Уточнение информации по авиабилетам Уточнение условий договора и заказ экскурсий   Приобретение авиабилетов через Интернет Умение работать с документацией по оформлению договоров, Представление о регионах круиза   Владение компьютерными технологиями Углубление знаний в области юриспруденции   Изучение новых регионов круиза и достопримечательностей в них
4   Оформление мед. страховки и виз Примерные сроки оформления виз Выполнение требований по оформлению медицинской страховки и виз Знание правил оформления медицинской страховки и виз Углубление знаний об особенностях страховых случаев, о возможных рисках заболеваний в регионах круиза, о правилах оформления виз в паспортах
5 Изучение прогноза погоды и определение вида одежды, в соответствии с правилами круизной компании Знания о принятых на корабле формах одежды при посещении ресторанов Уточнение требований к форме одежды по информации местной газеты корабля Углубление знаний о правилах этикета, требований к габитарной составляющей имиджа Углубление знаний о правилах этикета в разных странах, о повседневной, элегантной и формальной (нарядной) одежде, об одежде для занятий спортом

 

Таблица 2 наглядно демонстрирует, что в процессе подготовки к круизу возникает необходимость углублять базовые знания о географическом расположении стран и портов в направлении изучения геополитических характеристик регионов, особенностей государств, уровня развития культуры и образования, уровня жизни населения, а также рельефа местности, флоры и фауны и др.

Как было показано ранее, путешествие в круизах – это интеграция активного культурно-познавательного и образовательного туризма при сочетании с возможностью больше посмотреть за одну поездку и с реализацией информального образования до путешествия, в процессе путешествия и после путешествия. Поскольку теоретическая основа и практические рекомендации к данному виду информального образования отсутствуют и морские круизы выбираются индивидуально, образовательные цели и содержание в данном случае формулируются исключительно самим путешественником, исходя из личностных потребностей и особенностей круиза. Что именно мы хотим постичь и что в итоге постигаем, зависит от наших потребностей и тех условий, которые ставит жизнь. Знание какого-то одного сектора из многообразия наук и отраслей становится недостаточным, хочется понять разные стороны существующих в огромном мире тонкостей и глубже познать и открыть для себя заново то, что уже, казалось бы, не вызывает сомнений.

 Основываясь на выделенном опытным путем содержании информального образования в морских круизах, частично представленного в таблицах 1 и 2, можно предположить, что указанные компетенции могут быть использованы как критерии обучения при подготовке менеджеров в сфере туризма, а также при подготовке преподавателей соответствующих дисциплин. При этом будут учтены реальные интересы потребителей туристических услуг. Все это свидетельствует и о том, что данный вид туризма, будучи индустрией развлечений, может рассматриваться как образование и как профессионально-образовательная отрасль, дающая основу подготовки преподавателей для образовательных учреждений туризма.

Список литературы

  1. Горчакова-Сибирская М. П. Развитие рефлексии как условие социализации личности // Глобальная динамика социальных процессов современности: Материалы Международной конференции «Социализация личности в глобальном мире». СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2009. С. 384–385.
  2. Хуснутдинова С. Р., Сафонова М. В. Образование через путешествие как одно из направлений городского туризма // FUNDAMENTAL RESEARCH. 2014. № 5. Географические науки. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2038431/print (дата обращения: 31.01.2014).
  3. Родионова И. А., Хуснутдинова С. Р., Валиев М. Р. Географический подход к изучению туристской составляющей инвестиционного потенциала и особенностей привлечения инвестиций в регионы России // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. Географические науки. URL: www.science-education.ru/108-8955 (дата обращения: 27.05.2014).
  4. Соломин В. П., Погодина В. Л. Современное состояние и перспективы развития образовательного туризма в России // Известия РГПУ А. И. Герцена. 2007. № 30. С. 96. 


Просмотров: 6467; Скачиваний: 847;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2014.2364