От редакции // Непрерывное образование: XXI век. – 2014. – Вып. 1 (5). − DOI: 10.15393/j5.art.2014.2282


Выпуск № 1 (5)

pdf-версия статьи

От редакции


From the Editors


Предлагаем вашему вниманию первый в 2014 году (весенний) выпуск журнала «Непрерывное образование: XXI век». Надеемся, что Вы обратили внимание на обновление дизайна, появление новой, домашней страницы и расширение возможностей взаимодействия с нашим электронным изданием. Номер открывается статьей, в которой дано развернутое обоснование понятия «культура непрерывного образования» и проанализированы социально-педагогические реалии, соответствующие этому понятию. Тем самым мы предлагаем еще один методологический ракурс рассмотрения образования в течение жизни. На материале зарубежных источников в выпуске, применительно к образованию, представлен термин «глубинный подход», новый для отечественной педагогической науки. Подробно проанализированы сущность подхода и направления его развития в международной теории и практике обучения. Для лингвистов особенно интересным будет аспект, связанный с переводом термина и его интерпретацией в русском научно-педагогическом контексте.

Значительное место на этот раз отведено роли университетов в становлении современной системы непрерывного образования. В статьях российских и зарубежных авторов читатель найдет информацию о международных межуниверситетских образовательных и исследовательских проектах по взаимному обмену и распространению инновационных технологий и стратегий непрерывного образования; данные о вовлеченности российских вузов в формирование европейского пространства образования; описание различных сценариев признания классическими университетами результатов обучения на основе открытых образовательных ресурсов. Наряду с этим приводится описание отечественного опыта многостороннего взаимодействия университета и школы в региональной системе непрерывного образования. Показаны также содержание и перспективы модернизации педагогического образования в условиях федерального университета. Комплекс проблем обновления содержания и инфраструктуры педагогического образования анализируется в контексте стандартов CDIO, изначально реализованных в системе инженерной подготовки.

В этом выпуске журнала содержится целый ряд примеров инновационного моделирования в сфере непрерывного образования. Среди них авторская модель педагогического компонента университетского образования. Модель непрерывного психологического образования, включающая, помимо привычного изучения психологии в вузе, преподавание ее основ в дошкольном, младшем и подростковом школьном возрасте, а также реализацию геронтологических образовательных программ. Помимо этого, предложен современный взгляд на построение системы непрерывного образования инвалидов как особой социальной группы.

Ряд материалов рассчитан на дальнейшее профессиональное обсуждение. Так, в полемической форме поставлена проблема пределов и границ изменений сущности школы как социального института в условиях реформирования образования. Внимание научно-педагогической общественности привлекается к развитию в системе деятельности школы организационных патологий и риску утраты ее идентичности как организационной и культурно-исторической формы. Требуют совместного творческого развития проблемные размышления о профессиональном стандарте педагога и возможных путях подготовки учителя к непрерывному саморазвитию. Очередное обращение к теме воспитания как самоценной составляющей образования реализовано в русле теоретического наследия академика И. П. Иванова, автора «педагогики общей заботы», которая гипотетически расценивается как один из ресурсов воспитания XXI века. Гуманистические отношения творческого содружества поколений представлены как оптимальный для современного образования тип воспитательных отношений.

Как всегда благодарим всех авторов, рецензентов и активных посетителей сайта за внимание к нашему изданию. Будем рады новым материалам.

Редакционная коллегия


Просмотров: 4033; Скачиваний: 987;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2014.2282