Мирошникова, О. Х. Глобальное межуниверситетское сотрудничество как фактор становления парадигмы непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. – 2014. – Вып. 1 (5). − DOI: 10.15393/j5.art.2014.2264


Выпуск № 1 (5)

Менеджмент образования в открытом глобальном обществе

pdf-версия статьи

УДК 378.4

Глобальное межуниверситетское сотрудничество как фактор становления парадигмы непрерывного образования

Мирошникова Ольга Христьевна
кандидат педагогических наук
доцент кафедры английского языка естественных факультетов ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»
(Ростов-на-Дону)
rostovolga@yandex.ru
Ключевые слова:
межуниверситетское сотрудничество
стратегии непрерывного образования
Хартия европейских университетов по непрерывному образованию
межуниверситетские научно-исследовательские проекты.
Аннотация: в условиях перехода к экономике знаний университет выступает активным проводником политики интеграции в образовании, включая реализацию концепции непрерывного образования. Решающую роль в становлении парадигмы непрерывного образования играет сотрудничество университетов, осуществляемое в рамках образовательных и научно-исследовательских проектов и программ Европейского союза, Совета Европы, ЮНЕСКО, ОЭСР, Европейской ассоциации университетов, Европейской сети университетов непрерывного образования и других международных институтов и организаций. Цель автора состояла в том, чтобы на основе методов теоретического и сравнительного анализа оценить степень вовлеченности российских вузов в формирование глобального европейского пространства непрерывного образования, проанализировав их количественную представленность в международных организациях, продвигающих стратегии непрерывного образования в Европе, в сопоставлении с долей участия университетов других европейских стран, а также представить наиболее общую информацию о межуниверситетских образовательных и исследовательских проектах, на базе которых осуществляются апробация, оценка, взаимообмен и распространение инновационных технологий и стратегий непрерывного образования. Был проведен сопоставительный анализ информации, представленной на сайтах наиболее массовых межвузовских европейских организаций непрерывного образования. Среди них: Европейская ассоциация университетов, Европейская сеть университетов непрерывного образования, Европейская ассоциация университетов дистанционного обучения, Европейская ассоциация учреждений высшего образования. Анализ показал, что доля участия университетов большинства европейских стран в международных организациях непрерывного образования значительно превышает долю участия российских вузов. Таким образом, в целом российские университеты остаются пока вне основных европейских профессиональных сетей развития непрерывного образования, участие в которых создает условия для перехода отечественной высшей школы к принципиально новым образовательным моделям, апробированным в процессе реализации международных проектов и программ. Представленные данные могут быть полезны в процессе исследования современных тенденций в сфере глобального межуниверситетского сотрудничества в области непрерывного образования, а также призваны способствовать более интенсивной интеграции российских вузов в европейское образовательное пространство
Статья поступила: 22.01.2014; Принята к публикации: 15.03.2014; Размещена в сети: 25.03.2014.

Global inter-university cooperation as a factor of the lifelong learning paradigm development

Miroshnikova O K
PhD, associate professor of the Department of the English Language for the Faculties of Natural Sciences at Southern Federal University.
(Rostov-on-Don)
rostovolga@yandex.ru
Keywords:
inter-university cooperation
strategies of continuing education
European Universities' Charter on Lifelong Learning
inter-university scientific and research projects
Abstract: the university is carrying out an educational integration policy in the context of transition to the knowledge economy, which involves the implementation of the concept of lifelong learning. Cooperation between universities is critical for lifelong education; it is performed as part of educational and research projects and programs of the European Union, the Council of Europe, UNESCO, OECD, the European University Association, the European University Continuing Education Network (EUCEN), and other international institutions and organizations. The article aims to evaluate the involvement of Russian universities in the development of the European continuing education environment based on theoretical and comparative analysis.
The author analyzed the quantitative representation of Russian universities in international organizations, which promote continuing education in Europe, and compared it with other European universities. In addition to that, the general information on inter-university educational and research projects which help to test, assess, exchange, and spread innovative technologies and strategies of continuing education is presented in the article. A comparative analysis of the information available on the websites of the largest European organizations of continuing education was conducted. Among them are the European University Association, the European University Continuing Education Network, the European Association of Institutions in Higher Education.
The analysis revealed that the participation of most of the European universities in the above mentioned organizations is much higher than the participation of Russian universities.
In general, Russian universities are still out of the main European professional networks for the development of continuing education. Participation in them will allow Russian universities to transfer to fundamentally new educational models tested through the implementation of international projects and programs. The presented data may be useful to study current trends in inter-university cooperation in the field of continuing education and support the integration of Russian universities into the European educational environment
Paper submitted on: 22.01.2014; Accepted on: 15.03.2014; Published online on: 25.03.2014.

Развитие системы непрерывного образования является важным приоритетом европейской образовательной политики, направленной на развитие человеческого потенциала, повышение доступности образования, создание возможностей для всех членов общества вести длительную, полноценную, творческую, интеллектуальную жизнь. Разработчиками и проводниками политики непрерывного образования на международной арене выступают Совет Европы, Европейская комиссия, ЮНЕСКО, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другие международные институты, а проводниками концепции на институциональном уровне становятся университеты, которые, являясь «авангардом социально-экономических изменений в мире и локомотивом изменений в системе образования в целом» [2], берут на себя социальную ответственность по созданию моделей и реализации стратегий непрерывного образования.

Особая значимость университетского сектора в системе непрерывного образования является свидетельством третьей – социальной – миссии университетов, призванных «разделить ответственность с государством и принять участие в антикризисных мерах, выступая в качестве его надежного партнера в решении проблем социального развития» [6]. Именно университетам принадлежит главная роль в развитии человеческого потенциала на региональном уровне [1]. Экономическая глобализация, возрастание потребности в высококвалифицированных специалистах, миграционные процессы и коммерциализация сферы образования приводят к тому, что университетское образование в развитых странах все более «стареет», превращаясь в образование взрослых [9] и, одновременно, все более интернационализируется. Изменение возрастного и социального состава студентов заставляет университеты вырабатывать более гибкие формы предложения на рынке образовательных услуг, учитывающие потребности как занятого, так и нетрудоспособного населения, включая людей пенсионного возраста [5].

Обеспечение равного доступа к высшему образованию, необходимое для реализации политики непрерывного образования, требует от университетов кардинального изменения способов предоставления образовательных услуг, включая разработку новых образовательных программ и инновационных технологий обучения, введение новых форм аттестации, применение новых способов финансирования, изменение правил поступления в вузы, введение системы льгот и дополнительных услуг для обучающихся, обеспечение правовых мер по уменьшению дискриминации и поддержке целевых групп [4]. Очевидно, что эффективное внедрение такого множества разноплановых инноваций на уровне отдельных национальных образовательных учреждений маловероятно без расширения международного партнерства и глобального привлечения заинтересованной целевой аудитории, поэтому одним из системообразующих факторов в становлении парадигмы непрерывного образования становится международное сотрудничество вузов.

Межуниверситетское сотрудничество в Европе стало активно развиваться с середины 70-х годов ХХ века, начиная с принятия Резолюции министров образования стран-членов Европейского экономического сообщества о сотрудничестве в сфере образования (1976). В последующее десятилетие образовательная политика Европейского союза, направленная на создание условий для расширения академической мобильности и продвижения интеграционных программ и проектов в высшем образовании, привела к тому, что «за период 1987–2004 гг. в программах ЕС приняли участие более 2 000 университетов, то есть более 50 % их общего количества в странах-членах ЕС» [3]. Свидетельством межуниверситетского идейного единства и кооперации стала принятая в сентябре 1988 года в Болонье «Великая хартия университетов» (Magna Charta Unifersitatum), в которой подчеркивалась их роль как хранителей традиций европейского гуманизма, центров культуры, знаний и исследований [10].

В декабре 2007 года в Сорбонне был утвержден еще один совместный программный документ – Хартия европейских университетов по непрерывному образованию [7]. Организатором проекта стала Европейская ассоциация университетов (EUA) при поддержке ряда международных организаций, таких как Европейская сеть университетов непрерывного образования (EUCEN), Европейская ассоциация образования взрослых (EAEA), Европейская ассоциация университетов дистанционного обучения (EADTU), Европейский союз студентов (ESU), Европейская ассоциация учреждений высшего образования (EURASHE), Интернационал образования (EI), Европейская сеть доступности высшего образования (EAN), что является подтверждением высокой значимости политики непрерывного образования в европейском и мировом измерениях.

Согласно Хартии европейских университетов по непрерывному образованию, миссия современного университета предполагает:

- разработку в рамках программ стратегического развития университета путей и способов внедрения непрерывного образования;

-  предоставление образовательных услуг для широкой разноуровневой аудитории;

- адаптацию образовательных программ с учетом потребностей взрослых обучающихся, планирующих получить дополнительное высшее образование;

- обеспечение психолого-педагогического консультирования и сопровождения образовательного процесса;

-  признание документов о предшествующем образовании;

- включение непрерывного образования в систему менеджмента качества образовательного учреждения;

- внедрение стратегий непрерывного образования в сферу взаимодействия научно-исследовательской, образовательной и инновационной деятельности вуза;

- поддержку реформ, направленных на создание гибких траекторий для творческого личностно ориентированного обучения;

- укрепление партнерства на местном, региональном, национальном и международном уровнях с целью повышения привлекательности и доступности образовательных программ университета;

- преобразование университета в социально-ролевую модель учреждения непрерывного образования.

В последнее десятилетие в рамках образовательной политики Европейского союза был осуществлен ряд международных образовательных и научно-исследовательских программ и проектов, реализующихся на основе межуниверситетского сотрудничества и партнерства в сфере непрерывного образования. Так, в рамках программы «Эразмус» под руководством Европейской ассоциации университетов дистанционного обучения (EADTU) был разработан масштабный международный проект «Университетские стратегии и бизнес-модели для непрерывного образования» (USBM)1, направленный на распространение позитивного опыта внедрения стратегий обучения в течение всей жизни в общеевропейское пространство высшего образования. В 2008–2010 годах в проекте принимали участие 12 европейских университетов.

К межуниверситетским проектам в сфере непрерывного образования относится проект FLLLEX (2010–2012)2, инициированный Европейской ассоциацией учреждений высшего образования (EURASHE) с целью исследования оптимальных условий для преобразования университетов в образовательные организации непрерывного профессионального образования. Проект осуществлялся консорциумом FLLLEX на базе Университета г. Лёвен (Бельгия), в нем приняли участие 23 партнера (университеты и образовательные организации) из 10 европейских стран. Результаты проекта представлены на 22-й ежегодной конференции EURASHE, состоявшейся в Риге в мае 2012 года [12].

Большое количество межуниверситетских проектов в сфере непрерывного образования реализуется под руководством Европейской сети университетов непрерывного образования EUCEN (European University Continuing Education Network), крупнейшего международного сообщества, образованного в 1991 году и осуществляющего деятельность по пропаганде, взаимообмену и распространению инновационных технологий и стратегий непрерывного образования, в том числе в рамках Болонского формата при поддержке Европейской комиссии. Наиболее масштабными проектами Европейской сети университетов непрерывного образования в последние годы стали:

- проект COMPASS LLL (2010–2011)3, направленный на изучение условий для оптимального взаимодействия национальных политик модернизации образования и международных стратегий непрерывного образования, участниками проекта стали 9 университетов из 9 стран;

- проект VALUE (2011)4, инициированный Ливерпульским университетом при поддержке EUCEN и направленный на изучение сочетания различных форм основного и дополнительного образования в образовательном пространстве вуза в контексте внедрения стратегий обучения в течение всей жизни, в проекте участвовали 20 университетов и организаций дополнительного образования из 13 европейских стран;

- проект SIRUS (2011)5, нацеленный на анализ разработки и внедрения гибких университетских стратегий непрерывного образования, в проекте участвовало 29 университетов из 18 стран;

- проект COMMIT (2013)6 в рамках программы «Эразмус», направленный на исследование потенциала и возможностей университетских стратегий непрерывного образования в контексте социального измерения и обеспечения равного доступа к образованию. В проекте приняли участие 12 европейских университетов;

- проект VALERU (2013)7 в рамках программы TEMPUS, основная задача которого – оценка теории и практики внедрения неформальных и информальных форм образования в российских вузах с целью выявления их соответствия генеральной линии Болонских реформ, направлениям образовательной политики Евросоюза до 2020 года и потребностям российского рынка труда. Исследование координируется Дунайским университетом (Кремс, Австрия).

В рамках программы TEMPUS на базе партнерства с Болонским университетом осуществляется также рассчитанный на три года проект «Стратегии образования в течение всей жизни, направленные на развитие мультикультурного образования и толерантности в Российской Федерации» (2013)8, цель которого – создание на базе университетов специализированных платформ по межкультурному образованию.

Современные западные исследователи (A. P. Jakobi [8], Riyad A. Shahjahan [11]) подчеркивают, что международным организациям принадлежит основная роль в глобализации высшего образования и в распространении политики непрерывного образования по всему миру. Представляется интересным оценить степень вовлеченности отечественных вузов в процессы европейского межуниверситетского сотрудничества. Представленность российских вузов в крупнейших международных организациях, активно развивающих стратегии непрерывного образования, отражена в таблице 1. Информация получена посредством анализа Интернет-сайтов шести европейских междуниверситетских общественных организаций и действительна на конец января 2014 года.

Таблица 1

Представленность российских вузов в международных организациях,
продвигающих концепции непрерывного образования

Название международной организации и официальный сайт Всего
участников
9
Количество российских
вузов-участников

 

1 Европейская ассоциация университетов The European University Association (EUA)

Сайт: http://www.eua.be/Home.aspx

846 членов из 47 стран

 

 

вузов: 23

БФУ им. И. Канта, ИжГТУ, КНИТУ-КАИ, МГИМО, МГЛУ, МФТИ, МЭСИ, НИУ ВШЭ, НИУ ИТМО, ННГУ им. Н. И. Лобачевского, ОмГТУ, РГГУ, РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, РУДН, РЭУ им. Г. В. Плеханова, СКФУ, СПбГУ, ТПУ, ТГУ, УдГУ, Финуниверситет при правительстве РФ, ЮФУ

2 Европейская сеть университетов непрерывного образования The European Association for University Lifelong Learning (EUCEN)

Сайт: http://www.eucen.eu/

195 членов из 36 стран вузов: 5

МЭБИК, РУДН,

РГУТИС, ЧелГУ, ЮФУ

3 Европейская ассоциация образования взрослых European Association for the Education of Adults (EAEA)

Сайт: http://www.eaea.org/

116 членов из 43 стран организаций: 2

Всероссийское общество «Знание»,

Институт педагогического образования и образования взрослых РАО (ФГНУ ИПООВ РАО)

4 Европейская ассоциация университетов дистанционного обучения European Association of Distance Teaching Universities

(EADTU)

Сайт: http://www.eadtu.nl/

29 членов из 25 стран вузов: 1

 МЭСИ

5 Европейская ассоциация учреждений высшего образования European Association of Institutions in Higher Education (EURASHE)

Сайт: http://www.eurashe.eu/

свыше 1400 членов организаций: 1

Ассоциация неправительст­венных учреждений высшего образования РФ (коллективный член)

6 Европейская сеть дистанционного и электронного обучения European Distance and E-Learning Network (EDEN)

Сайт: http://www.eden-online.org/

200 членов вузов: 7

МУБиНТ, ЕАОИ, МЭСИ, МИМ ЛИНК, РЭУ им. Г. В. Плеханова, СПбУУиЭ, НОУ ВПО «СИП»

 Анализ данных, представленных в таблице 1, показывает, что в целом в крупнейшие европейские организации, развивающие стратегии непрерывного образования, в настоящий момент вовлечено 30 российских вузов (24 университета и 6 институтов). Согласно данным портала EduNetwork.ru10, в настоящее время (2013/14 академический год) в Российской Федерации насчитывается 2267 вузов (учитывая филиалы). Таким образом, общий охват российских вузов в двух наиболее массовых европейских межвузовских организациях непрерывного образования составляет приблизительно 1,3 %.

В таблице 2 представлены данные о количестве европейских университетов, имеющих действительное или ассоциированное членство в двух крупнейших международных организациях, продвигающих стратегии непрерывного образования – Европейской ассоциации университетов (EUA) и Европейской сети университетов непрерывного образования (EUCEN). Также подсчитывался приблизительный уровень охвата европейских вузов в международных межуниверситетских организациях (процентное отношение вузов, включенных в международные организации, к общему количеству вузов в каждой стране). Сведения об общем количестве университетов (государственных и частных) в европейских странах взяты из англоязычной Википедии11 и достаточно приблизительны. Сведения о количестве российских вузов заимствованы с сайта EduNetwork.ru.

Таблица 2

Представленность европейских университетов в крупнейших международных организациях, продвигающих стратегии непрерывного образования12

  №   Название
страны
Европейская ассоциация университетов (EUA) Европейская сеть университетов непрерывного образования (EUCEN)
Число членов (% от общего числа вузов в стране) Число членов (% от общего числа вузов  в стране)
1 Австрия 26 (46 %)  8 (14 %)
2 Албания  1 (2 %) 1 (2 %)
3 Бельгия 10 (34 %)  5 (17 %)
4 Босния и Герцеговина  7 (27 %) 1 (4 %)
5 Великобритания 61 (56 %) 17 (15 %)
6 Венгрия 17 (60 %) 2 (7 %)
7 Германия 81 (78 %) 9 (9 %)
8 Греция 17 (43 %) 3 (7 %)
9 Дания  8 (25 %) 1 (3 %)
10 Ирландия 11 (35 %) 5 (16 %)
11 Исландия 4 (57 %)  1 (14 %)
12 Испания 54 (69 %) 20 (25 %)
13 Италия 60 (66 %) 12 (13 %)
14 Литва 12 (52 %) 4 (17 %)
15 Лихтенштейн 1 (25 %)  1 (25 %)
16 Мальта  1 (100 %)  1 (100 %)
17 Нидерланды  16 (43 %) 2 (5 %)
18 Норвегия 10 (21 %) 4 (9 %)
19 Польша 42 (9 %) 5 (1 %)
20 Португалия 17 (23 %)  7 (10 %)
21 Россия 23 (1 %)  5 (0,2 %)
22 Румыния  32 (57 %) 2 (3 %)
23 Словакия 16 (46 %) 3 (9 %)
24 Словения  5 (16 %) 2 (6 %)
25 Финляндия  14 (100 %)  14 (100 %)
26 Франция 60 (78 %)  15 (19 %)
27 Чехия  22 (30 %) 4 (5 %)
28 Швейцария 15 (22 %)  8 (12 %)
29 Швеция  26 (89 %) 3 (10 %)
30 Эстония  4 (20 %) 3 (15 %)

 Согласно таблице 2, относительный охват европейских вузов (не учитывая российских), принимающих участие в деятельности международных общественных организаций, продвигающих стратегии непрерывного образования в европейском пространстве высшего образования, в среднем колеблется от 2 до 100 % вузов, в то время как показатели по российским вузам составляют 1 % (для EUA) и 0,2 % (для EUCEN).

Выводы, которые можно сделать, анализируя представленные количественные данные, не слишком оптимистичны для российской высшей школы. Хотя с момента подписания Россией Болонской декларации (2003) российские университеты в течение десяти лет принимают активное участие в образовательных и научно-исследовательских проектах Евросоюза в рамках Болонского процесса, в целом степень вовлечения российских вузов в формирующееся европейское пространство непрерывного образования нельзя назвать удовлетворительной. Очевидно, что связи российских университетов с международными организациями, занимающимися продвижением политики непрерывного образования, по сравнению с ведущими университетами большинства европейских стран, немногочисленны, а подбор организаций-партнеров обусловлен скорее сложившимися университетскими традициями и деловыми контактами в сфере институционального партнерства, нежели приоритетами долгосрочного стратегического развития вузов, включая реализацию концепции непрерывного образования. Таким образом, в целом отечественные университеты остаются пока вне основных европейских профессиональных сетей развития непрерывного образования.

Тенденции, наблюдающиеся в области развития глобального межуниверситетского сотрудничества в сфере непрерывного образования, так же, как и проблемы интеграции российских вузов в мировой контекст, в целом требуют серьезного осмысления и дальнейшего исследования. Не вызывает сомнений тот факт, что международное сотрудничество университетов создает реальные условия для перехода отечественной высшей школы к принципиально новым образовательным, структурным и социально-экономическим моделям, апробированным в процессе реализации международных проектов и программ, а также открывает для российских вузов доступ в общеевропейское профессиональное экспертное сообщество, имеющее богатый опыт разработки и внедрения наиболее эффективных стратегий и тактик непрерывного образования.

 

Список литературы

  1. Бермус А. Г. Профессионально-образовательный стандарт в контексте стратегического управления развитием федерального университета // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 4. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=2167
  2. Игнатович Е. В. Социально-педагогическая миссия институтов непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/ atricle.php?id=2085
  3. Ларионова М. В. Сотрудничество в сфере образования в Европе: нормативная основа, методы и инструменты кооперации. URL: http://intpr.ntf.ru/.../ sotrudnichestvovsfereobrazovaniyaves_kratkoeizlojenieso...
  4. Левин Б. Подходы к равенству в политике непрерывного образования / Пер. с англ. О. А. Бурукиной // Вопросы образования. 2004. № 1. URL: http://vo.hse.ru/ arhiv.aspx?catid=252&z=1022&t_no=1023&ob_no=1027
  5. Перфильева О. В. Международные стратегии непрерывного образования: роль и опыт вузов // Высшее образование сегодня. 2008. № 10. С. 4–11.
  6. Перфильева О. В. Роль российских региональных вузов в развитии непрерывного образования: Дис. … канд. соц. наук. 22.00.04. М., 2009. 199 с.
  7. European Universities’ Charter on Lifelong learning // European University Association. Brussels. 2008. URL: http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/Bologna/ActionLines/ documents/EUA_LLL_Charter.pdf
  8. Jakobi A. P. International Organizations and Policy Diffusion: The Global Norm of Lifelong Learning // Journal of International Relations and Development Jg. 15. 2012. № 1. S. 31–64.
  9. Jarvis P. Lifelong Learning: Universities and Adult Education // Asia Pacific Education Review. 2001. Vol. 2. № 2. P. 28–34.
  10. Magna Charta Universitatum. URL: http://www.magna-charta.org/library/userfiles/ file/mc_english.pdf
  11. Shahjahan Riyad A. The Roles of International Organizations (IOs) in Globalizing Higher Education Policy. URL: http://michiganstate.academia.edu/RiyadShahjahan
  12. Towards an institutional strategy for Lifelong Learning in Higher Professional Education: FLLLEX project: Results and Recommendations. URL: http://shared.khleuven.be/content/ bijlagen/FLLLEX_Towards_an_Institutional_Strategy_for_LLL.pdf\



Просмотров: 9013; Скачиваний: 1155;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2014.2264