Романовская, И. В. Деятельность специализированных образовательных учреждений для взрослых людей с ограниченными возможностями в системе непрерывного образования Швеции // Непрерывное образование: XXI век. – 2013. – Вып. 2. − DOI: 10.15393/j5.art.2013.2087


Выпуск № 2

Менеджмент образования в открытом глобальном обществе

pdf-версия статьи

УДК 376

Деятельность специализированных образовательных учреждений для взрослых людей с ограниченными возможностями в системе непрерывного образования Швеции

Романовская Ирина Валерьевна
преподаватель кафедры скандинавской филологии ПетрГУ
(Петрозаводск)
matveeva.irina87@gmail.com
Ключевые слова:
люди с ограниченными возможностями
коррекционная педагогика
непрерывное образование
инклюзия и интеграция
особая система среднего образования для взрослых с нарушениями развития
Аннотация: В статье рассматривается опыт интеграции взрослых с ограниченными возможностями в образовательную систему Швеции. Швеция давно осуществляет борьбу с дискриминацией по состоянию здоровья и поддерживает активную работу социальных институтов, ориентированных на улучшение положения инвалидов в обществе, в том числе их интеграцию в образовательную и социальную среду. Проблема рассматривается на примере учреждения для людей с низкой способностью к обучению (särvux). Данный институт существует с 1970-1971 годов и реализует образовательную политику на всей территории Швеции. В качестве источников информации послужили программы данного вида учреждений, которые реализуются в ряде городов Швеции, а также отчеты образовательных комиссий.
В статье делается акцент на интеграции социальных и образовательных функций при организации обучения для людей с ограниченными возможностями. Показаны преимущества учреждений образования для людей с низкими способностями к обучению в Швеции, связанные с последовательным обеспечением доступности и гибкости образовательного процесса. Обозначено место särvux как органичного компонента в общей образовательной системе Швеции. В условиях реформирования системы образования России описанный опыт может быть полезен как наглядный пример того, что при соответствующей координации работы со стороны государства и общества человек с ограниченными возможностями может получить доступ к обучению на всех его ступенях и реализовать свое право на непрерывность образования.

Problem-oriented institutions activities for disabled adults in the system of lifelong education in Sweden

Romanovskaya I V
Instructor at the Department of Scandinavian Languages at Petrozavodsk State University.
(Petrozavodsk)
matveeva.irina87@gmail.com
Keywords:
people with disabilities
special pedagogics
lifelong learning
inclusion and integration
disparities overcoming
special system of secondary education for adults with development violations
Abstract: In this article the problem of integration of adults with disabilities in educational system of Sweden (on the example of the institution for people with low educational training abilities) is considered. The Swedish government has been fighting against disability discrimination by means of supporting social institution activities directed at the improvement of the life quality for disabled and has been trying to integrate them into the educational and social environment already for a long time.
The problem is considered on the example of the institution for people with low training abilities. (särvux). The institution under discussion has been founded in 1970 and since that time has been responsible for the educational policy all over Sweden. The reports of educational commissions and institutional programs served as the sources for information in the article.
The article is focused on the integration of social and educational functions for the disabled training. The advantages of institutions proved by their long experience in the field of the disabled with low training abilities are shown. The positive results were achieved by consistent attempts at availability and flexibility of educational process. The place of särvux is marked as a limited component in Swedish educational system. Given the fact that the educational system in Russia is going through the reforming stage, the above rendered experience may serve as a vivid example of the governmental activities directed at social and state coordination and, hopefully, would help to establish similar institutions in Russia resulting in training availability for the disabled at all levels of education and implement their rights for lifelong learning.

В современном мире количество людей, обладающих психическими и физическими отклонениями в развитии, неуклонно растет. Согласно статистическим данным ООН, примерно 10 % населения Земли обладают той или иной степенью инвалидности. Так, в России, опираясь на данные Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, проживают 12,8 млн. инвалидов [6], а в Швеции в зависимости от субъективных факторов установления медицинских диагнозов число людей с ограниченными возможностями варьируется от 1,3 млн. до 1,8 млн. человек (ср: население Швеции в 2013 году составляет 9,5 млн.). Принимая во внимание немалое количество людей с умственными, физическими и психическими отклонениями в развитии, государство и общество в целом должны взять на себя ответственность за создание благоприятных условий, способствующих адаптации инвалидов в социуме.

Определенный интерес в решении данной проблемы представляет опыт Швеции, которая уделяет особое внимание поддержке людей с ограниченными возможностями, физическими и/или психическими задержками в развитии. Целью данной статьи является представление опыта шведского образовательного учреждения, специализирующегося на обучении взрослых людей с низкой обучаемостью, которое называется särvux. Для удобства далее мы будем оперировать именно шведским названием. В качестве источников информации послужили  программы данного вида учреждений, которые реализуются в ряде городов Швеции, а также отчеты образовательных комиссий.

В Швеции людям с ограниченными возможностями обеспечивается всесторонняя поддержка со стороны государства. Они могут участвовать в общественной жизни и получать образование, несмотря на наличие того или иного заболевания. Образовательная система Швеции настолько гибкая, что практически любой человек вне зависимости от индивидуальных социальных параметров (пола, возраста, статуса) имеет доступ к образованию. Наряду с учреждениями для здоровых людей, детей и взрослых, в состав которых входят такие институты как grundskola (средняя школа), gymnasium (гимназия), folkhögskola (высшая народная школа), universitet (университет), komvux (муниципальное образование для взрослых), SFI (курсы для иммигрантов), существуют также образовательные учреждения для людей с ограниченными возможностями: särskolor для детей и särvux для взрослых.

Указанные образовательные учреждения составляют линию непрерывного образования, главная идея которого заключается в постоянном, непрерывном процессе совершенствования знаний на протяжении всей жизни как конкретного индивида, так и общества в целом. В современную эпоху, с наисложнейшей социально-политической ситуацией в мире, только наличие обширного, многогранного образования позволяет человеку «участвовать в общественных процессах и адаптироваться к культурному, этническому и языковому разнообразию» [7]. Поступательное приобретение знаний, развитие личностного потенциала, комплексный характер получаемых знаний ведут к тому, что люди с ограниченными возможностями активно включаются в образовательный процесс, а следовательно, и в социальную среду.

В отечественной науке шведский опыт не имеет всестороннего освещения, и существуют только единичные работы, посвященные его изучению, хотя следует признать, что в целом коррекционное обучение является активно развивающимся направлением и привлекает внимание многих исследователей как в России, так и за рубежом. В последнее время в отечественной науке появились работы Е. А. Стуколовой, П. Ч. Гюнваль, В. И. Зиновьевой, М. В. Берсенева, Н. Ю. Корнеевой, в Швеции вышли статьи и монографии Й. Розенквиста, С. Нильхольма, М. Лундгрена, А. Альберга и др.

Каждый человек старше 20 лет, имеющий трудности в обучении, вызванные отклонениями в развитии или приобретенными травмами головного мозга, аутизмом или подобным аутизму заболеванием, обладает правом бесплатно пройти специальное обучение, получившее название särvux (särskild utbildning för vuxna) – образование для взрослых с низкими способностями к обучению. Särvux – это особая система среднего образования для взрослых с нарушениями развития.

Данный институт существует с 1970-1971 годов и реализует образовательную политику на всей территории Швеции. Более двухсот муниципалитетов дают возможность инвалидам получать знания, умения и навыки, позволяющие людям с ограниченными возможностями организовывать собственный досуг, работу и учебную деятельность. Särvux продолжает деятельность вспомогательных школ (särskolor) – коррекционных образовательных учреждений. В процессе организации обучения для людей с ограниченными возможностями перед образовательными учреждениями ставится 2 цели: с одной стороны, укрепить положение данной категории людей в социуме, а с другой – развивать их личностный потенциал.

Первостепенное внимание к потребностям обучающихся определило ступенчатую структуру преподавания в särvux. Предлагаемые студентам курсы соответствуют трем (иногда четырем) уровням обучения:

-     grundläggande särvux (базовый курс, соответствующий коррекционной школе);

-     grundläggande särvux (базовый курс, соответствующий начальному общему образованию в коррекционной школе);

-     gymnasial särvux (соответствует специально разработанным программам общей коррекционной школы).

Возможность получения равного образования как основополагающий принцип организации деятельности любого образовательного учреждения Швеции предполагает, что люди имеют доступ к образовательной сфере в любой части страны. Законом регулируется получение всеми базового образования (grundläggande utbildning) в общеобразовательных школах. Для исключения притеснения в социальной сфере за всеми инвалидами также закреплено право на обучение, соответствующее базовому курсу общеобразовательной школы в grundläggande särvux.

Причина, по которой многие люди с ограниченными возможностями обращаются в данное образовательное учреждение, хорошо сформулирована одним из обучающихся: «Jag behöver träna mitt intellekt. Jag behöver intellektuell stimulans. Jag har inte slutat att lära. Jag kan bli bättre. Jag växer.» / «Мне нужно тренировать мой ум. Мне нужно стимулировать мое умственное развитие. Мое обучение еще не закончилось. Я могу стать еще лучше. Я расту» [8]. Осознание взаимосвязи собственного потенциала, возраста, необходимости в совершенствовании знаний является предпосылкой к получению образования у многих людей с ограниченными возможностями (безусловно, часто называются и другие причины: «хочу научиться читать», «работать с компьютером», «научиться чему-то новому и не забыть старое», «общаться», «выучить шведский язык и математику», «научиться обращаться с деньгами», «так как это весело» и др.).

Учитывая гетерогенный состав обучающихся в särvux, которые имеют особые, индивидуальные знания, потребности, желания, умственные и физические способности, образование максимально адаптировано к каждому ученику. Проанализировав учебные программы системы среднего образования для взрослых с нарушениями развития, мы выявили следующие особенности данного образовательного учреждения:

-     размеренный, спокойный темп обучения;

-     обеспечение комфорта, создание благоприятной образовательной среды (к примеру, занятия проводятся в малых группах, по 2-3 человека в одной и той же хорошо оснащенной аудитории, что создает ощущение стабильности и не вызывает дискомфорта у людей с ограниченными возможностями);

- преобладание практических занятий над теоретическими;

- самостоятельный выбор обучающимися предметов и тем изучения;

- индивидуальная работа педагогов с данной целевой группой;

- возможность для обучающих восполнить пробелы в собственных знаниях, умениях, навыках;

- использование инновационных методов работы, работа с компьютерными программами;

- наличие у педагогов специального образования (как правило, в одной группе работают несколько человек: логопед, психолог, специальный педагог).

Особым преимуществом образования для людей с низкими способностями к обучению является гибкость образовательного процесса, позволяющая варьировать расписание занятий, количество предметов, состав групп, что приводит в соответствие получаемое инвалидом образование и его желания. Образовательный процесс включает в себя курсы продолжительностью 1-2 семестра; подбор же курсов осуществляется в зависимости от целей и предпочтений студентов или выбранного ими уровня. С учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающихся им может потребоваться меньше или больше времени на освоение предмета и достижение поставленной перед обучением цели, поэтому они всегда могут вернуться к тому или иному курсу, пополнить знания или же, напротив, перейти к изучению другого предмета. Так, на первом уровне ведется преподавание следующих учебных дисциплин и тематических разделов: шведский язык, изобразительное искусство, домоводство, информатика, здоровье, время и деньги; на втором - шведский язык, шведский язык как иностранный, английский язык, математика, путешествия, информатика, здоровье, природоведение, обществознание, история, религия, география, физика, химия, техника; на третьем - шведский язык, шведский язык как иностранный, деньги, домоводство, английский язык, математика, обществознание, изобразительное искусство.

Тематика по каждому предмету достаточно обширна. В качестве примера остановимся на преподавании родного языка (шведского), обращая внимание на ступенчатость процесса обучения. На первом уровне (4 семестра, 1-2 раза в неделю) основными задачами курса являются: обучение чтению, письму, описание последовательности событий по картинкам, составление рассказа по картинкам, изучение новых слов и пр.

На втором уровне (4 семестра, 1-3 раза в неделю) обучение предполагает обсуждение, дискуссии, аудирование, комментированное чтение, просмотр фильмов и походы в театр, библиотеку, написание собственных текстов, работу с компьютером и фотоаппаратом. На данном уровне ученики проявляют большую самостоятельность и активность по сравнению с первым, где каждое действие человека с ограниченными возможностями спрогнозировано педагогом.

На третьем уровне (4 семестра, 1-3 раза в неделю) преподавание обращено к тем, кто заинтересован в усовершенствовании своих знаний по шведскому языку и уже имеет сформированные навыки письма и чтения. На данном уровне акцент сделан на обсуждении различных вопросов, формировании собственного мнения, умении аргументировать и выражать собственное мнение о прочитанном тексте, просмотренном фильме или театральной постановке. Человек с ограниченными возможностями учится не только общаться, но и получать информацию.

Из представленной структуры следует, что одним из главных критериев деятельности särvux является не стремление к многообразию предметов и направлений, а обеспечение качества преподавания и преемственности его содержания на всех уровнях. Для улучшения качества образования требуется взаимодействие обучающихся инвалидов как между собой, так и со здоровыми людьми, поскольку именно в процессе коммуникации осуществляется передача знаний, умений и навыков. В связи с этим большая часть занятий в särvux основана на принципах взаимодействия и взаимообучения.

Учреждения для детей-инвалидов (särskolan) и взрослых (särvux) не должны восприниматься как «особые», «специальные» институты, напротив, их деятельность должна быть связана с другими образовательными учреждениями. К примеру, институт särvux находится в тесной взаимосвязи с другим видом муниципального образования для взрослых, который соответствует средней школе и гимназии – komvux, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на организацию работы образовательных учреждений, преподавание и компетентность педагогов. Сотрудничество образовательных учреждений дает возможность непохожим друг на друга людям встречаться, понимать собеседника, толерантно вести себя.

Описанное выше взаимодействие образовательных структур и членов социума между собой, в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья, реализует принцип инклюзивного образования, предполагающий «подстраивание» образовательного процесса и всей образовательной системы к человеку, учитывая его индивидуальные способности и воспринимая его таким, каков он есть на самом деле. Взрослый человек, несмотря на физическую и/или психическую неполноценность в развитии, воспринимается как полноправный член общества, благодаря чему у него формируются такие качества, как уверенность в себе, социальная принадлежность и вместе с тем потребность в коммуникации, отзывчивость и пр. Поскольку ведущей тенденцией в развитии данного института является установление социальных отношений, särvux обеспечивает сотрудничество не только с образовательными учреждениями, но и с рынком труда, так как работа является важным фактором социального развития личности.

Несмотря на кажущееся совершенство данного института с толерантным, гибким образовательным процессом, ему также не чужды «сковывающие» его деятельность проблемы. По данным, которые приводит Государственное управление среднего образования в Швеции (www.skolverket.se), к ним в последнее время можно отнести увеличение числа обучающихся, уменьшение часов, выделяемых на предметы и уровни их освоения, дефицит квалифицированных педагогов, логопедов и психологов. Гибкость учебного процесса и вместе с тем краткосрочность некоторых курсов нередко воспринимаются студентами как недостаток, так как на качественное обучение либо не хватает времени, либо оно осуществляется от случая к случаю. В результате отсутствие систематичности в целом снижает качество получаемого инвалидами образования.

Особое значение для шведских специалистов имеет вопрос, связанный с установлением преемственности образования в särvux на уровне муниципалитетов. Изучение многочисленных программ данного образовательного учреждения позволяет говорить о сходстве в наименованиях уровней обучения, курсов, однако, несмотря на существующие рабочие программы, их наполнение все же не поддается общему контролю, что, бесспорно, может вызывать дискомфорт у взрослых инвалидов при смене места жительства и соответственно образовательного учреждения.

Для функционирования всей образовательной системы и данного института в частности требуются кардинальные изменения в сознании как конкретных индивидов, обладающих отклонениями в развитии, так и общества в целом. Särvux или любые другие образовательные учреждения, предназначенные для инвалидов, могут быть востребованы только в том случае, если общество начнет с сочувствием относиться к данной категории людей, а сами инвалиды проявят заинтересованность в предоставлении им прав на образование.

Изменение отношения шведского общества к проблеме инвалидов отчетливо прослеживается на уровне названий соответствующих институтов. Так, в 2010 году было предложено переименовать särvux, что обусловлено следующим фактом: приставка sär-, участвующая в словообразовании, означает «отдельный», «особый», «специальный». В связи с этим слово «särvux» вызывало негативные ассоциации, и взрослые люди, инвалиды, боясь быть названными «особыми» людьми, испытывали стеснения в поиске программ обучения. Появившееся новое обозначение «lärvux» соответствует педагогической составляющей (att lära – учить, en lärare - учитель) и уравнивает по статусу данный институт с другими образовательными учреждениями.

Стоит отметить, что власти Швеции уделяют самое пристальное внимание вопросу поддержки инвалидов, включению их в образовательное пространство, а также борьбе с дискриминацией по состоянию здоровья. Внимательное отношение государства к данному классу людей ведет к изменению векторов развития: от «выживания» в социуме и собственного восприятия себя как «людей второго сорта», «изгоев» к комфортной социализации и самореализации. Особую значимость в решении вопросов поддержки инвалидов и преодоления социального неравенства в ходе получения образования играет существующая в Швеции развитая законодательная база. Так, принятые в 1993 году правила ООН призвали граждан Евросоюза обеспечить условия равноправия и включения инвалидов в общественную жизнь. В соответствии с шестым правилом (всего их насчитывалось 22) признавался принцип равного доступа к образованию для лиц с ограниченными возможностями. Аналогичным образом в Конституции Швеции говорится о том, что все люди в равной степени должны быть включены в общественную жизнь. Общественность же обязана вести борьбу с дискриминацией, в том числе и по признаку инвалидности. Вслед за правилами ООН и Конституцией Швеции идет принятый в 2006 году закон о запрете дискриминации, регламентирующий поведение и обращение людей друг к другу во всех образовательных учреждениях, прописанных в Законе об образовании, в том числе институтах для взрослых людей.

Кроме этого, существует также закон о равном обращении к студентам в высших школах. Этот закон призывает обеспечивать равные права всем студентам и противодействовать дискриминации на основе религиозной принадлежности, сексуальной ориентации и инвалидности. Вызывает интерес национальный проект под названием «Från patient till medborgare» (От пациента к гражданину) (http://www.regeringen.se), согласно которому люди с ограниченными возможностями могут в полной мере участвовать в жизни социума. В названии данного национального проекта утверждена конечная цель: восприятие инвалида как ячейки социума, а не его оценка по физическим или психическим данным, т. е. мы можем отметить преобладание социальной составляющей над физиологической.

За адаптацию людей с ограниченными возможностями в социуме отвечает государственное управление по социальной работе Socialstyrelsen (http://www.socialstyrelsen.se/), деятельность которого охватывает широкий спектр вопросов: здравоохранение, инфекционные болезни, эпидемии и пр. В рамках данного управления существует институт Sisus, оказывающий специальную образовательную поддержку инвалидам. Основная задача данного института заключается в улучшении возможностей получения образования для детей и взрослых с ограниченными возможностями. Sisus обеспечивает различные виды поддержки, например, предоставляет гранты отдельным людям на краткосрочное обучение в муниципальной школе для взрослых (komvux), в высшей народной школе (folkhögskola) или вспомогательной школе для взрослых (särvux). Данная организация не является единственной в данной сфере. Folkbildninsrådet (http://www.folkbildning.se/) также специализируется на преодолении социального неравенства в образовательной сфере, предоставляет в виде грантов возможность получения образования и проведения исследований для лиц с ограниченными возможностями. Включением взрослых людей с ограниченными возможностями в образовательную сферу, помимо перечисленных, занимаются еще 10 институтов. К их числу относятся Национальный центр гибкого обучения (Nationellt centrum för flexibelt lärande (CFL)) (http://www.cfl.se/), Институт профессионального образования (Myndigheten för kvalificerad yrkesutbildning) (https://www.myh.se/), Государственное управление среднего образования в Швеции (Statens skolverk) (www.skolverket.se) и др.

Несмотря на многообразие существующих организаций на государственном уровне, ответственность за распространение образования в среде инвалидов несут муниципалитеты, которые должны стимулировать инвалидов от 25 до 50 лет к получению образования, как минимум, соответствующего средней образовательной школе. В их компетенции входит и реализация гимназического образования.

Швеция на собственном примере демонстрирует построение эффективной социально ориентированной политики в сфере образования людей с ограниченными возможностями. Инклюзия инвалидов в образовательное пространство возможна при соблюдении нравственных ценностей, присущих демократическому обществу и основанных на безусловном уважении к существующим различиям между индивидами. В свою очередь, это предполагает воспитание в каждом гражданине чувства толерантности и желания взаимодействовать с разными категориями людей. Образовательные учреждения Швеции играют важную роль в распространении толерантного отношения среди населения. Ценности, формируемые в них  (не только в särvux и särskolan), оказывают непосредственное влияние на будущее страны.

 

Список литературы

  1. Головин Я. Б. Шведская модель образования // Вестник Московского государственного открытого университета. Сер. Общественно-политические и гуманитарные науки. 2010. № 1. С. 29-34.
  2. Гюнваль П. От «школы для многих» к «школе для всех» // Дефектология. 2006. № 2. С. 73-78.
  3. Москвина А. В. Инклюзивный подход к непрерывному образованию людей с ограниченными возможностями здоровья // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1.
  4. Стуколова Е. А. Общая характеристика школьного образования Швеции // Вестник оренбургского государственного педагогического университета. 2012. № 4. С. 105-113.
  5. Телле М. Швеция: взрослые заинтересованы в получении образования // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 8: Науковедение. Реферативный журнал. 2004. № 3. С. 132-133.
  6. О реализации мер, направленных на развитие трудовой занятости инвалидов / Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, 2013. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/migration/12 (дата обращения: 05.07.2013).
  7. Меморандум непрерывного образования Европейского союза (A Memorandum on lifelong Learning) // Адукатар. 2006. № 2 (8). URL: http://adukatar.net/storage/users/2/2/ images/180/Adu_8_Pages_24-27.pdf (дата обращения: 20.07.2013).
  8. Utrednings-och statistikkontoret. Studerande tycker om särvux, 2003. URL: www.stockholm.se (дата обращения: 21.07.2013).
  9. Электронный ресурс: http://www.skolverket.se/
  10. Электронный ресурс: http://www.regeringen.se/
  11. Электронный ресурс: http://www.cfl.se/
  12. Электронный ресурс: https://www.myh.se/
  13. Электронный ресурс: http://www.folkbildning.se/
  14. Электронные ресурсы с программами särvux в разных муниципалитетах.


Просмотров: 8924; Скачиваний: 1234;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2013.2087