Орешкин, В. Г. Категория «успех» в контексте современного образования // Непрерывное образование: XXI век. – 2016. – Вып. 2 (14). − DOI: 10.15393/j5.art.2016.3130


Выпуск № 2 (14)

Современный научный лексикон непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 37.017.7

Категория «успех» в контексте современного образования

Орешкин Виктор Георгиевич
кандидат педагогических наук
доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Межрегионального института экономики и права при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС, действительный член Академии русской словесности и изящных искусств им. Г. Р. Державина, член Международной лиги имиджмейкеров
(Санкт-Петербург, Россия)
vgritor@list.ru
Ключевые слова:
образование
успех
«педагогика успеха»
нравственные типы личности
успешный ученик
успешный учитель.
Аннотация: статья посвящена философско-педагогическому осмыслению понятия «успех». Семантический и культурологический анализ позволяет автору сделать вывод о неоднозначности трактовки этого понятия в современном обществе. На основе онтопарадигмального подхода, предложенного И. А. Колесниковой, показаны особенности оценки успешности учителя и ученика в технократическом и гуманитарном образовательном пространстве, а также в пространстве традиции. С позиций личностной психологии А. Адлера подвергается сомнению продуктивность педагогического ориентира на соревновательные достижения ученика. В статье рассматриваются варианты реализации теоретических идей «педагогики успеха» на практике. Отталкиваясь от этико-аксиологической типологии И. Л. Зеленковой и Е. В. Беляевой, автор выделяет характеристики успеха, связанные с морально-нравственной ориентацией личности, а также приводит различные варианты «формул успеха», которые применяют в своей работе тренеры, тьюторы, коучи. Опираясь на идеи современной теории поколений, он отмечает изменение ценностных ориентаций современной молодежи, что особенно актуально для построения стратегии и тактики воспитательной работы на разных ступенях образования. В теоретическом плане предлагаемые материалы могут стимулировать дальнейшую разработку категорий «успех» и «неуспех» применительно к системе непрерывного образования.
Статья поступила: 26.04.2016; Принята к публикации: 30.05.2016; Размещена в сети: 22.06.2016.

The notion of success in the context of current education

Oreshkin Victor
Ph.D
associate professor at the Chair of Humanities and Social Studies of Trance-regional Institute of Economics and Law attached to Inter-parliamentary Assembly of European and Asia Economic Cooperation, full-fledged member of the Academy of the Derzhavin Russian Philology and Fine Arts, a member of the International Image-makers League
vgritor@list.ru
Keywords:
education
success
«success pedagogy»
moral personality types
successful pupil
successful teacher.
Abstract: the article deals with the notion of success. Semantic and culturological analysis enables the author to come to the conclusion that the interpretation of the notion is far from being unambiguous in contemporary society. On the basis of onto-paradigmal approach, suggested by I. A. Kolesnikova, the peculiarities of teachers’ and pupils’ success estimation in technocratic and humanitarian educational space, and in the space of traditions are shown. From the perspective of the Adler personality psychology, the productivity of competitive oriented pedagogy for the competing behavior of a pupil casts into question. The variants for practical application of theoretical ideas of the «success pedagogy» are presented in the article. Starting out from the Zelenkova and Belyaeva ethic-axiological typology, the author emphasizes the success characteristics, connected with moral-ethical personal orientation, and he also brings forward different variants of «success formula», much used by coaches, tutors, and trainers. Relying on the ideas of modern generation theory, the author admits the changes in value orientation for contemporary youth, which is of high priority for building up the strategy and tactics of upbringing youth on different educational levels. Theoretically, the article might stimulate the further «success» and «non-success» notions studies with regard to the lifelong learning system.
Paper submitted on: 26.04.2016; Accepted on: 30.05.2016; Published online on: 22.06.2016.

Введение в проблему. Социально-психологические изменения, происходящие в нашей стране, заставляют внимательнее рассмотреть категорию «успех» не только как определенную ценность, но также и как некий ориентир в системе непрерывного образования. Идея конкурентоспособности, заложенная на уровне цели во многих образовательных документах и моделях, предполагает формирование умения достигать успеха [1, с. 169–174]. Массовая культура с ее многочисленными конкурсами, состязаниями, рейтинговыми шоу задает личностную установку на получение выигрышного приза в короткие сроки и при кажущихся минимальными затратах. Соревновательный азарт захватывает самые различные категории людей: от интеллектуалов («Своя игра», «Что? Где? Когда?») до обывателей «Поля чудес». Легкость самоафиширования в пространстве Интернета рождает погоню за количеством полученных «лайков», представленных видеороликов и фотографий, демонстрирующих успешность своей жизни. Сам факт победного участия в соревнованиях становится профессиональной необходимостью: в экономической сфере нужно выигрывать тендеры1, в науке финансирование исследований невозможно без выигранных грантов2. Учителя и преподаватели вузов вынужденно втягиваются в различные профессиональные конкурсы (мастерства, методических разработок, проектов), вовлекая туда и своих воспитанников. Какие личностные смыслы при этом реализуются? Какие социально-педагогические последствия имеет ориентация на успех в отечественном образовании? Какие значения может приобретать данное понятие?

Обратимся к семантическому анализу. Под успехом (от успъти − успеть) в русском языке понимается «достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо» (словари Д. Н. Ушакова, С. А. Кузнецова, С. И. Ожегова). По В. И. Далю, «успевать» − иметь успех, удачу, достигать желаемого, удосужиться, управиться, сделать своевременно.

Древнерусские истоки слова «успеть» восходят к глаголу «спеть», выражающему четыре группы значений: 1) спешно двигаться; 2) спешно готовить, запасать; 3) помогать, способствовать; 4) развиваться, созревать. Со временем значения, связанные с поспешностью, быстрым движением вперед, уступают первенство значениям, предполагающим удачу, успешное движение к цели.

Синонимический ряд к слову «успех» включает такие понятия, как: победа, счастье, удача, достижение, завоевание, триумф; счастье; признание, фурор, свершение, торжество, счастливый конец, лавры, шаг вперед, результат; встречать успех, иметь успех, (не) увенчаться успехом3. Кроме того, предлог «у» имеет значение непосредственной близости: у-с-пешность подразумевает того, кто рядом-с-пешим, в отличие, скажем, от бегущего или конного человека. Вместе с тем по-спешность имеет достаточно негативный оттенок значения, что находит отражение в русских пословицах и поговорках:

Поспешишь, да людей насмешишь. Скоро поедешь − не скоро доедешь. Пиши, да не спеши! Наскоро делать − переделывать. Прытко бегают, так часто падают. Который конь скоро бежит, тот (после) доле стоит. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Скорого дела не хвалят. Поспешай, да не торопись. Кто с умом спешит, тот всегда и во всем успевает. Кто не спешит, от того ничто не убежит.

Помимо отсутствия спешки и торопливости в успешном действии, в русской традиции ценностно значимым является скромность доброделания в противовес худой славе (молве), характеризующейся быстротой распространения.

Добрая слава далеко (ходит), а худая дальше. Мирская слава звонка. Хорошая слава в лукошке лежит, а худая по дорожке бежит. Хорошая слава шагом, а худая вскачь.

Лингво-культурологическое сопоставление понятий открывает ряд важных смысловых отличий в понимании концепции «успеха» в русской и западной, прежде всего английской и американской, культурах. Так, в английском языке слово success (успех) (от лат. succedere − «искать, домогаться, следовать») имеет три группы значений. Первая связана с удачей, благоприятным исходом. Вторая – с благосостоянием, материальным благополучием. Третья – с признанием, которое может относиться и к произведению, и к человеку, пользующемуся успехом. В синонимическом ряду обнаруживаются слова, внутренне связанные с экономическим благополучием (prospering, making a fortune, benefiting).

Ряд исследователей отмечают следующие особенности национального понимания успеха. В западной («трансатлантической») культуре успех ассоциируется, прежде всего, с богатством и карьерой, напрямую связывается с усилиями личности. В русской – с победой в бою, с достижениями в познаниях, завоеванием симпатий, с везением и данными от Бога способностями. Для русского самосознания важной чертой в переживании успеха является ощущение соборности, коллективизма. Кроме того, в исконно русском понимании успеха отсутствует представление о деньгах, а «успех» далеко не всегда тождествен «победе». Достаточно вспомнить роман Л. Н. Толстого «Война и мир»: Наполеон одерживает победу под Бородино, берет Москву, но успешность этих событий меркнет перед иррациональностью поведения и силой русского духа.

К людям, которые не добились успеха, по-русски относятся с сочувствием и жалостью (неудача связана с обреченностью, невезением – неудачник по жизни, неудачник в любви). На западе − с элементами непонимания, иногда презрения. Предполагается, что неудачу нужно перебороть, потерпевший неудачу не должен терять надежду, не должен показывать своего разочарования, тем более не должен жаловаться [2; 3].

Психосемантическому анализу понятия «успешный человек» посвящена работа В. С. Атюниной, где особое внимание уделено междисциплинарным подходам к исследованию понятия «успех» [4].

Таким образом, понимание термина «педагогика успеха», получившего в последнее время достаточно широкое распространение, носит контекстный характер и должно конкретизироваться по нескольким параметрам.

Парадигмальный контекст. С позиций онтопарадигмального подхода, предложенного И. А. Колесниковой [5], понятие «успех» приобретает различные смыслы в различных бытийно-образовательных пространствах. Так, в технократическом пространстве успех ученика и студента связывается в основном с его академической успеваемостью, положением в рейтинге, средним баллом, результатами тестирования и т. п. При этом определяющим мотивом содействия успеху учащегося для педагога является стремление добиться максимального соответствия принятым стандартам образования. В силу этого характер взаимодействия ученика и учителя приобретает характер стандартизированного долженствования, становится несвободным. Мерилом успеха становятся образовательные и профессиональные достижения, а знаками успеха – призы, грамоты, звания, награды, титулы, как официальные, так и самодеятельные, имеющие ценность в какой-либо референтной социальной группе (семье, организации, сообществе). Соответственно отставание в непрекращающейся образовательной гонке за лидером понимается как неуспех и становится причиной негативных переживаний. Хотя наблюдения показывают, что академическая успеваемость отнюдь не является залогом прочного материального положения, восходящей карьеры и социального статуса. В бурном «море житейском» выплывают не обладатели красных дипломов с большим запасом знаний и послушания, а носители совсем иных умений и навыков. Как известно, в рейтинге успеваемости и прилежания Царскосельского лицея Пушкин занимал 28-е место из 30, а в его характеристике отмечены «более блистательные, нежели основательные, дарования, более пылкой и тонкой, нежели глубокой, ум»…

В ряде случаев жалость педагога по отношению к неудачнику, более слабому, менее успешному рождает ориентацию на отстающего ученика. Вместо поддержки талантливого ученика учитель тратит силы на тех, кто, так или иначе, понижает общие показатели успеваемости, и результаты такой практики иногда вызывают негативную реакцию коллег и родителей успешных учеников.

Пространство гуманитарного взаимодействия характерно ценностно смысловым равенством участников, общение которых становится подлинным диалогом. Успех в диалоге связан с удовлетворением от взаимного понимания, сочувствия, сопереживания. Эмпатия к собеседнику сочетается с толерантностью, а иная точка зрения становится не причиной конфликта, а поводом к обсуждению и развитию, что в конечном итоге приводит к взаимному личностному росту. Отсутствие оценок и «оценивающих» естественным образом рождает переход от балльно-рейтингового подхода к характеристическому. Составление «портрета ученика», безусловно, занятие более трудоемкое, чем проставление баллов, но несет личностно ориентированный потенциал: заложенная информация может служить основанием для корректировки педагогических действий учителя, подсказки родителям, а также стимулом к личностному развитию самого ученика, которое внутренне расценивается как успех, преодоление себя. «Гуманитарный неуспех» проявляется в переходе от субъект-субъектных отношений к субъект-объектным, от диалога к монологу.

В пространстве традиции (этнической или религиозной) правила и нормы, передаваемые от поколения к поколению, усваиваются в повседневной практике, и поведение индивида повседневно проверяется на соответствие им. Определяющим регулятором поведения становится этика, а механизмами признания успешности – соответствие принятым канонам и заповедям, похвала или осуждение окружающих и совесть. Выпадение из «своей» среды, нарушение общепринятых норм рождает в персональном измерении «муки совести», а в общественном плане проявляется как осуждение, игнорирование, бойкот, остракизм. Риск развития гордыни, которой может сопровождаться индивидуальное достижение, «снимается» за счет различных форм воспитания смирения.

В историко-биографическом фильме «Папесса Иоанна» (1972, режиссер Майкл Андерсон) наставник юных монахов отмечает идеально каллиграфическое письмо одного из них, после чего объявленный лидер проходит сквозь шеренгу однокашников, выливающих ему на голову чернила. Персональный успех таким поведением нивелируется, а предпочтение отдается смирению как высшей христианской добродетели.

Говоря о различных путях, ведущих к успеху, и религиозно-этической оценке этого успеха, имеет смысл вспомнить работу М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» [6], где отмечаются такие важные личностные черты, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость. В русской святоотеческой традиции ориентирами являются нестяжательство, бескорыстие, упование на помощь и милость свыше. В любом случае религиозно-этические аспекты, лежащие в основе мировоззрения как индивидуального, так и массового, понимаемого как менталитет4, требуют пристального внимания, особенно в условиях полиэтнической и поликонфессиональной образовательной ситуации.

Понятие успешный учитель также будет по-разному раскрываться в зависимости от парадигмальной принадлежности профессионала и окружающей его реальности. Технократически ориентированный преподаватель нацелен на выполнение буквы стандарта, для него важными будут количественные показатели успеваемости учеников и его собственное положение в рейтинге педагогического коллектива; технологическое оснащение и методические приемы выбираются так, чтобы было удобно осуществлять мониторинг успеваемости; он сам и его ученики «конкурсабельны», принимая участие в различных смотрах, фестивалях и конкурсах, о чем активно информируется широкая общественность, включая пользователей Интернет-пространства.

Гуманитарно ориентированный педагог эмпатичен, активно коммуникабелен, выстраивает взаимодействие с учениками на межличностном уровне. Учитывая специфику возрастных и психологических особенностей молодежи, логично предположить, что успех учителя будет связан с его авторской позицией, наличием аргументированной точки зрения, возможно, расходящейся с господствующей идеологией или мнением авторов учебника. Такой педагог будет толерантен к иным мнениям, уважая право каждой личности на свою позицию. В пространстве традиции духовное лидерство может не иметь ничего общего с формальным административно руководящим положением, которое в светской жизни является одним из показателей успеха. Более того, например, старчество в православной ветви христианства, как правило, находит свое выражение в жизни и деятельности монашества, одной из главных добродетелей которого является смирение.

Личностный контекст. Возникновение потребности в успехе возникает в раннем детстве, когда ребенок демонстрирует первые результаты своей деятельности. Родительская похвала закладывает ориентир желаемого социального поведения. Впоследствии подросток, выходя из-под родительского «зонтика», проверяет свои силы в различных социальных средах, получая обратную связь от групп сверстников, старших наставников, посторонних людей. А. Маслоу разделяет соответствующую группу потребностей на два типа: потребности в самоуважении (куда входят ощущение своей компетентности, уверенность, достижения, независимость и свобода в принятии решений) и потребности в уважении со стороны других людей (сюда относятся престиж, признание, статус, репутация, принятие) [7].

А. Адлер, основатель социально-психологического подхода и теории личности, особое внимание уделяет таким понятиям, как «стиль жизни» и «творческое Я». Стабильность и динамика личности определяются тремя факторами: чувством общности, чувством неполноценности и стремлением к самозначимости (превосходству). Сфера образования является средой, где соперничество и система оценок порождают неравенство и комплекс неполноценности, увеличивая невротизацию личности. Выйти из усугубляющейся ситуации позволяет механизм компенсации – бессознательная попытка преодоления реальных или воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение реализуется через настойчивую работу над собой, самосовершенствование, через стремление к достижению значительных результатов в избранных для этого видах деятельности [8].

Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста − стремлением к власти и агрессивностью: компенсация инвалидности − грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере) [9].

Социализируясь, человек вырабатывает свое представление об успехе и свои стратегии его достижения. При этом во взаимодействии мотивированного к успеху ученика и стимулирующего успех учителя стоит учитывать их психологические черты, например темперамент. По мнению психологов, составляющими успеха являются активность (энергичность, инициативность, упорство) и низкая эмоциональность, под которой понимается пониженная чувствительность к неудачам. Умение пережить проигрыш и неудачу, без которых жизнь невозможна, является важной чертой уверенной и успешной личности. Исходя из этого, наиболее склонными к успешности считаются сангвиники, которых отличает низкая чувствительность к неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми. Инициативность и энергичность в работе свойственны холерикам, а упорство, прилежание и настойчивость – флегматикам. Естественно предложить данную тему в качестве психолого-педагогической экспертизы в целях выбора индивидуального подхода к педагогическим приемам и выработке «стратегий успеха»5.

Педагогические подходы к достижению успеха. Еще К. Д. Ушинский в работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» писал, что «только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться» [10, с. 569].

В российской истории педагогики есть феномен Царскосельского лицея. В свете приоритета этики над социальным успехом становится понятен судьбинный итог его первого выпуска: каждый из 29 лицеистов достиг определенных вершин в той области, которой он посвятил свою жизнь, и смог реализовать свой творческий потенциал. Вероятно, во многом потому, что образовательный процесс в лицее был направлен не только на получение знаний, не на «натаскивание» специалистов в какой-либо узкой области, но на воспитание честного и благородного человека, достойного члена общества, ценящего добро и справедливость выше карьерного роста и личной славы. Одна из заповедей В. Ф. Малиновского, первого директора лицея: «Лицемерию надо объявить войну и ценить выше малое внутреннее добро против великого наружного»6.

В качестве исторических примеров практической реализации ориентированного на успех педагогического вектора можно назвать «Школу детской радости», которую создали в 1921 г. С. М. Ривес и Н. М. Шульман; тезис А. С. Макаренко о «завтрашней радости», воплотившийся в работе его колоний. Заслуживает пристального внимания опыт гимназии Карла Мая – первоначально частного учебного заведения, сохранившего за более чем полуторавековую историю педагогический дух уважительного обучения и воспитания [11]. Сегодня достижения как доминирующий компонент ориентационного поля развития ребенка и ориентация на успех лежат в основе системно-ориентационного подхода, предложенного Е. И. Казаковой. В 1989 г. на базе ленинградской восьмилетней школы № 56 был начат эксперимент по созданию образовательного учреждения, реализующего педагогическую программу «педагогика успеха»7. Сегодня работу в этом направлении осуществляют многие образовательные организации России: костромская гимназия № 25 [12], омская гимназия № 19 [13], Центр детского творчества Советского района г. Новосибирска [14] и др.

В области социальной психологии А. А. Андреева полагает успех одним из факторов, улучшающих взаимоотношения детей и взрослых. Гуманистический посыл к самореализации личности содержится в работах Ш. А. Амонашвили, А. С. Белкина, Е. В. Бондаревской, Е. В. Коротаевой, А. А. Реана, В. В. Серикова, В. А. Сухомлинского, М. И. Шиловой, Н. Е. Щурковой, И. С. Якиманской и др.

Диалектический подход в попытках философско-педагогического осмысления профессиональной деятельности преподавателей и воспитателей связывает понятие «успех» с антиномичным рядом «неуспех», «педагогическая неудача», «педагогический провал» и т. п. [15; 16; 17; 18; 19; 20]. Некоторые авторы наряду с «технологией успеха» предлагают в качестве способа педагогического воздействия организовать ситуацию неуспеха, временной неудачи. Интересно, что «педагогический успех» педоцентричен и ассоциируется с достижениями учеников, в то время как «педагогический провал» акцентирует внимание на деятельности педагога. Наше обсуждение этой темы как со студентами, так и с преподавателями школ и вузов в рамках предмета «Профессиональная этика» (Межрегиональный институт экономики и права, 2010−2016), на встречах Международного педагогического форума 2015 г. и на заседаниях кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИЭП позволило сделать некоторые выводы, связанные с пониманием причин учебных неуспехов. На первом месте: «не сложились отношения с учителем», на втором: «недостаток или отсутствие моих способностей», на третьем, с большим отрывом: «требования родителей». Размышления о том, какие жизненные последствия имели те или иные неудачи в обучении, наводят на мысль о явном несовпадении понятий «учебный успех», «жизненный успех», «личный успех», об относительности и необъективности оценки как индикатора академической успеваемости и поведения. Студентами отмечается частая подмена критериев, отсутствие обоснованности в выставлении оценок, педагогический волюнтаризм.

Типология ценностей и отношение учащихся к успеху. Аксиологический взгляд на успех позволяет понять его как одну из практических социальных ценностей. Различия в отношении людей к этому понятию заставляют пристально отнестись к морально-этической типологии, предложенной И. Л. Зеленковой и Е. В. Беляевой [21]. Авторы выделяют пять основных нравственных типов: потребительский, конформистский, аристократический, героический, религиозный. У их носителей наблюдаются различные ценностные ориентации, отношение к людям, себе и миру в целом, понимание любви, свободы, счастья и смысла жизни. Думается, и успех также понимается ими по-разному.

Так, для «потребителя» черты успеха ясны и конкретны: деньги, слава, власть. Общественное признание является наградой за усилия, вложения, активность в самом широком проявлении. Успех «конформиста» – в общественном согласии и покое, когда конфликтные проявления минимальны. «Аристократ», будучи социально пассивным, самодостаточен в чувстве собственного достоинства и внутренней свободе, и его успех выражен в удовлетворении своим соответствием и верностью принципам. Для «героического» типа вся жизнь представляет собой поле битвы за идею, и успешными являются действия, способствующие воплощению этой идеи в жизнь. А вот путь «религиозного» типа предполагает служение и выполнение заповедей, что может приносить свои социально значимые результаты, но говорить о важности общественного мнения для этого типа вряд ли возможно.

В нашем опыте педагогическая мастерская «Бог лесу не сровнял», на которой студенты осваивают эту классификацию, занимает важное место в курсе «Профессиональная этика» для юристов, психологов, менеджеров, конфликтологов. Параллельно с актуализацией морально-этической проблематики студенты вырабатывают свое понимание «острых граней успеха», вписывают это понятие в свою систему ценностей [22, с. 89−107]. Первоначальное понимание успеха как «достижение своих целей» к концу курса включает такие черты, как «одобрение семьи», «удобная жизнь», «возможность делать то, что хочу», «найти свое дело». Очень редко успешность в жизни связывается с получаемой профессией.

Вакуум ценностных ориентаций, сопровождавший социально-политические процессы в России 1990-х гг., постепенно заполняется, и аномичные настроения8 уступают место ориентирам прагматической и гедонистической направленности. А. Д. Галюк, определяющая жизненный успех как «самоутверждение личности в конкретной среде посредством целедостижения в результате влияния социальной заданности и имеющихся от природы задатков к различным видам деятельности», выявила следующие особенности представлений различных групп молодежи о жизненном успехе:

-     у учащейся молодежи: превалирование критерия наличия хороших друзей, предпочтение способа поддержки друзей при достижении успеха;

-     у студенческой молодежи: доминирование критерия удовлетворенности в интимной жизни, любви, предпочтение способов − образование, упорный труд, работа при достижении успеха;

-     у работающей молодежи: преобладание критериев наличия счастливой семьи, детей, наличия высокого заработка, предпочтение таких способов достижения успеха в жизни, как образование, упорный труд, работа [23].

Исследователем разработана типология представлений молодежи о жизненном успехе. По признакам субъективной оценки успешности жизни и степени реализации намеченных целей и задач определены «самореализовавшийся рационалист» (53 %), «частично реализовавшийся идеалист» (20 %), «несамореализовавшийся иррационалист» (27 %). Во второй типологии, основанной на активности − пассивности деятельности и субъективной оценке способов достижения успеха, выделены следующие типы: «конструктивист» (19 %), «адаптивист» (53 %), «конформист» (28 %). Кроме того отмечается, что «успех в жизни юношей является утверждением себя в группе (группах), предполагающим положительную оценку достижений социальным окружением; успех в жизни девушек является утверждением себя в группе (группах), предполагающим, прежде всего, положительную оценку самой себя».

Неоднородность представлений молодежи о жизненном успехе и способах его достижения выражается в расслоении на группы в зависимости от доминирования тех или иных ценностей:

-     доминанта таких актуальных ценностей, как рационализм, индивидуализм, предприимчивость, инициативность;

-     молодежь с противоречивой системой ценностей;

-     приоритет таких ценностей, как иррационализм, коллективизм, безынициативность.

Зарубежные исследования показывают, как пересматривается понятие успеха: на смену стабильности и зажиточности приходят финансовая и географическая независимость, приобретение нового опыта (даже отрицательного), возможность поделиться своими впечатлениями с другими людьми. Ненадежность материальных объектов рождает беспокойство и страхи – ограбления, поломки, утраты, обесценивания и т. п., в то время как личный опыт всегда с человеком. В условиях глобальных экономических кризисов, когда идеи и теории прошлого оказываются неэффективными, а управляющие структуры не оправдывают надежд, на первый план выходит индивидуальное самосознание9.

Формулы успеха в системе коучинга и тренингов личностного роста. С практической точки зрения интересно рассмотреть некоторые «формулы успеха», подсказывающие те или иные пути его достижения. Интернет-обзор позволяет найти немало материалов, в которых предлагаются списки личных качеств, действий, компонентов, работая над которыми (в том числе в системе непрерывного образования), человек сможет продвинуться на жизненном пути. Одним из выражений считается «Формула Эйнштейна»: А = Х + У + Z, где успех понимается как сумма работы, игры и умения молчать10. Временами появляются вариации и «открытия»: Успех = Молчание + Работа + Игра11. Правда, при всей простоте и наглядности рекомендации («Прекрати болтать, займись делом и относись ко всему легко!») аббревиатура выглядит, словно плата за итоговый результат.

Также трехкомпонентный вид имеет выражение Томаса Леонарда, родоначальника персонального коучинга: 10 % + 40 % + 50 % = 100 %. Первое слагаемое в этой формуле – знания, опыт, навыки. Второе – образ мышления. Третье – окружение в глобальном масштабе12. Предполагается, что количественное соотношение может варьироваться каждым персонально, однако общая тенденция заключается в выработке индивидуального сознания и опоре на поддержку широкого социального окружения.

А. Ясыр дополняет 4-компонентную формулу Дэвида Тэйлора, специалиста по лидерству и развитию бизнеса, и в итоге она имеет следующий вид (выделены компоненты Д. Тэйлора): Успех = Знание цели + Выработка желания + Знание текущего положения + Знание необходимых действий + Уверенность в собственных силах + Непосредственное действие + Победный результат13. С позиций поведенческого анализа выстраивается емкая цепочка «цель – действие – результат», которую можно уточнять и расширять.

«Формулы успеха» порой имеют вид рекомендательных лозунгов, например, предлагаемый А. Герасименко: «Делайте больше того, что работает, не делайте то, что не работает, и пробуйте новое»14. В сфере коучинга данный подход играет мотивирующую роль, акцентируя внимание на активных и разносторонних действиях клиента. Из множества консультативных изданий на тему, «как стать успешным человеком», стоит выделить работу Н. И. Козлова «Формула успеха, или Философия жизни эффективного человека» [24]. Автор, не один десяток лет руководящий психологическим центром «Синтон», предлагает целесообразные алгоритмы делового общения, избегая пафосного термина «успех». Вместо этого читателю предлагается осмыслить понятие «эффективность» и выполнить ряд практических заданий. В конечном итоге прохождение всего «маршрута» книги способствует формированию установки на грамотное целеполагание, активное осознанное поведение, а также рефлексию над процессом и результатами делового общения.

Графический вариант составляющих успех компонентов представлен в следующем виде:

 

 

 

Предложенная схема позволяет отрефлексировать индивидуальные ресурсы, цели и провести экспертизу текущего положения вещей и т. п.

В самом общем виде состояние успеха можно представить в виде дроби: Успех = Достижения / Притязания. Повышению успеха может служить либо увеличение «достижений», либо уменьшение «притязаний». Наглядность математической формулы заставляет вспомнить, что если знаменатель дроби стремится к нулю, то вся дробь – к бесконечности. Если нет притязаний и претензий, питаемых комплексами неполноценности, то любой результат, даже отрицательный – это достижение в личностном развитии, особенно когда этот результат грамотно отрефлексирован и сделаны практические выводы на будущее.

Оглядываясь на свои успехи, на одной из репетиций Станиславский рассказывал: «Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет. Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести. Был молод. Состарился. Скоро надо умирать. В чем счастье на земле? В познании. В искусстве и в работе, в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу – талант! Выше этого счастья нет. А успех? Бренность»15

Думается, негасимым маяком в рассуждениях о природе успеха и его месте в нашей жизни, о психологическом наполнении и педагогических деяниях, о возможностях и результатах усилий личности могут стать строки Б. Л. Пастернака:

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

 

Цель творчества самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

 

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.

 

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

 

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

 

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца16.

 

Список литературы

  1. Евплова Е. В. Конкурентоспособностькакпедагогическая проблема // Известия УрГУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2012. № 4 (95).
  2. Дроздов И. Н. Древнерусские и английские истоки слова «успех». URL: http://www.drozdovland.ru/index.php?action=add&add&id=2146&rod=592 (дата обращения 04.04.16).
  3. Владимир Леонов. Чтобы увидеть солнце, нежный одуванчик пробивает асфальт. Глава 2.1. История слова «Успех». Интеллектуальная издательская система Ridero.ru 2015. http://www.rumvi.com/products/ebook/чтобы-увидеть-солнце-нежный-одуванчик-пробивает-асфальт/24507329-d1f9-465b-bd17-66e897f8592f/preview/preview.html#TOC_EPTAE (дата обращения 28.04.16).
  4. Атюнина В. С. Образ успешного человека в семантическом пространстве личности. Хабаровск: Центр дистанционного образования, 2009. URL: http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/PSIHOLOG/OBCHAIA_PSIHK/METOD/ATUNINA/WEBUMK/frame/1.htm (дата обращения 28.04.16).
  5. Колесникова И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии: Курс лекций по философии педагогики. СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  6. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: Российская политическая энциклопедия, 2006.
  7. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.
  8. Адлер А. Наука о характерах: понять природу человека. М.: Академический проект, 2015.
  9. Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Минск, 2010.
  10. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М., 1974.
  11. Н. В. Благово. Школа на Васильевском острове. Историческая хроника. В 3 книгах Часть 1. Гимназия и реальное училище Карла Мая в Санкт-Петербурге. 1856−1918 гг.; Часть II. Другие времена. 1918−2006.; Приложения СПб.: Наука, 2005−2009. Школа № 5 Санкт-Петербурга. Официальный сайт: URL: http://sch5.spb.ru/component/option,com_frontpage/Itemid,1/ (дата обращения 28.04.16).
  12. Лопатин А. Р. Создание ситуации успеха в воспитательно-образовательной работе с подростками: Дис. … канд. пед. наук. Кострома, 1999; Лопатин А. Р. Педагогическое обеспечение процесса формирования социальной зрелости школьников. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014.
  13. Никишина Г. В., Чупринина Л. И. Педагогика успеха: теоретические подходы и практика реализации // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета» Выпуск 2006. URL: www.omsk.edu http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-73.pdf (дата обращения 30.04.16).
  14. См. материалы «Педагогика успеха: перспективы и возможности» на сайте электронного журнала «Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области». URL: http://www.sibvido.ru/node/318 (дата обращения 30.04.16).
  15. Засыпкина Е. С. Ситуация успеха − неуспеха как фактор профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа: Дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004 // Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-situatsiya-uspeha-neuspeha-kak-faktor-professionalnogo-samoopredeleniya-studentov-pedagogicheskogo-kolledzha#ixzz46r9GrUcy (дата обращения 24.04.16).
  16. Зубарева Н. С. Коммуникативная неудача как проявление деструкции педагогического дискурса: Дис. … канд. филол. наук. Челябинск, 2001. URL: http://cheloveknauka.com/kommunikativnaya-neudacha-kak-proyavlenie-destruktsii-pedagogicheskogo-diskursa (дата обращения 24.04.16).
  17. Морозов Е. А. Использование педагогической терапии в решении проблемы школьных неудач: Дис. … канд. пед. наук. Тобольск, 2002 // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. URL: http://www.dissercat.com/content/ispolzovanie-pedagogicheskoi-terapii-v-reshenii-problemy-shkolnykh-neudach#ixzz46rB8FSzh (дата обращения 24.04.16).
  18. См. сайт «Педагогика для экспертов». Педагогическое назначение ситуации неуспеха. URL: http://www.studyexperts.ru/stdds-49-1.html (дата обращения 24.04.16).
  19. Технология создания ситуации успеха в учебной деятельности школьников. Методические рекомендации. URL: http://gigabaza.ru/doc/86409-pall.html (дата обращения 24.04.16).
  20. Уманская И. А. Педагогическое стимулирование преодоления затруднений взаимодействия старшеклассников с педагогами: Дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2000 // Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskoe-stimulirovanie-preodoleniya-zatrudneniy-vzaimodeystviya-starsheklassnikov-s-pedagogami#ixzz46rBZwwXk (дата обращения 24.04.16).
  21. Зеленкова И. Л., Беляева Е. В. Этика: Учебное пособие. Минск: ТетраСистемс, 2001.
  22. Орешкин В. Г. Тренинг формирования имиджа. 13 мастерских имидж-класса. СПб.: Речь, 2008.
  23. Галюк А. Д. Особенности представлений молодежи о жизненном успехе в современной России: Дис. … канд. соц. наук. Екатеринбург, 2004 // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. URL: http://www.dissercat.com/content/osobennosti-predstavlenii-molodezhi-o-zhiznennom-uspekhe-v-sovremennoi-rossii#ixzz45bTBHEoG (дата обращения: 12.04.16).
  24. Козлов Н. И. Формула успеха, или Философия жизни эффективного человека. М.: АСТ-ПРЕСС, 2003.

 




Просмотров: 28374; Скачиваний: 1085;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2016.3130