Володина, Л. O. Изучение преемственности развития духовно-нравственных ценностей семейного воспитания: проблема изменчивости и устойчивости // Непрерывное образование: XXI век. – 2015. – Вып. 1 (9). − DOI: 10.15393/j5.art.2015.2725


Выпуск № 1 (9)

Проблемы преемственности обучения и воспитания в России

pdf-версия статьи

УДК 37.01

Изучение преемственности развития духовно-нравственных ценностей семейного воспитания: проблема изменчивости и устойчивости

Володина Лариса Oлеговна
кандидат педагогических наук, доцент
докторант Института стратегии и теории образования Российской академии образования
(Вологда)
volodina-l@mail.ru
Ключевые слова:
ценности
духовные и нравственные ценности
ценности семейного воспитания
преемственность развития ценностей
механизм преемственного развития
модификация
дивергенция
семантическая реконструкция.
Аннотация: в статье на примере историко-педагогического исследования динамики ценностей семейного воспитания, охватывающего период с Древней славянской Руси (IX в.) до 1917 г., представлен авторский подход к изучению проблемы устойчивости и изменчивости ценностей. Проблема развития духовно-нравственных ценностей и механизма этого раз-вития трактуется в рамках культурологического и деятельностного подходов, позволяющих рассматривать ценности семейного воспитания как процессуальное явление. Автор опирает-ся также на принцип операционализации, помогающий в контексте «смысложизненных по-требностей» улавливать оттенки и нюансы содержательного изменения ценностей во време-ни. Это позволяет конкретизировать идеал семейного воспитания для определенного исторического периода. Развитие ценностей семейного воспитания представлено на основе механизмов конвергенции и семантической реконструкции. Данный процесс охарактеризован как преемственно модификационный. Автор актуализирует вопрос объективизации научных знаний о преемственности как отдельной педагогической реальности, утверждая, что о преемственности педагогических явлений можно говорить только в том случае, если выявлен источник связи их сущностных свойств. Суть терминологического сочетания «источник связи» детерминирована в контексте категории «модификация». Выделены заглавные ценности (род, нация, природа, государство, общество), которые исторически придавали семейному воспитанию на Руси характер устойчивости, а в контексте историко-культурного развития государства – характер самоценности. Автором сформирован тезаурус, на основании которого дается описание духовно-нравственных ценностей семейного воспитания. Предлагаемый теоретический подход позволяет увидеть истоки и противоречия формирования педагогического идеала семейного воспитания в современном российском обществе. Содержание этого идеала представлено в статье соответствующей системой ценностей применительно к русской традиции. Заявленный подход предусматривает также возможность применения для ис-следований проблемы устойчивости и изменчивости различных объектов педагогической действительности, а также для разработки проблемы ценностей семейного воспитания в со-временной России.
Статья поступила: 03.02.2015; Принята к публикации: 18.03.2015; Размещена в сети: 23.03.2015.

Continuous development of spiritual and moral values of family education: the problem of variability and stability

Volodina L
Ph.D
associate professor, doctoral student of the Institute for Strategy and Theory of Education at Russian Academy of Education
(Vologda, Russia)
volodina-l@mail.ru
Keywords:
values
spiritual and moral values
family education values
continuity of value development
continuous development mechanism
modification
divergence
semantic reconstruction
Abstract: the article presents the author's approach to the problem of value stability and variability through the example of the historical and pedagogical study of family education value transformation, covering the period from ancient Slavic Russia (IX cent.) to 1917. The problem of moral value development is interpreted in the framework of cultural and active approach considering the values of family education as a procedural phenomenon. The author also relies on the operationalization principle, which helps capture the nuances of substantial changes in values over time in the context of "meaningful needs." It allows the author to specify the ideal of family education for a certain historical period. The value development is presented on the basis of convergence mechanisms and semantic reconstruction. This process is described as continuous and modificative.

The author highlights the objectification of scientific knowledge about continuity as a separate educational reality and claims that it happens only if the source of connections between the essential features of pedagogical phenomena is revealed. The paper defines “the course of connections” in the context of the "modification" category. The author identifies the key values (family, nation, nature, state, society), which historically set the sustainable tone to Russian family education and gives an inherent value to it. Moreover, the aauthor builds a thesaurus and describes the spiritual and moral values of family education.

The proposed theoretical approach allows us to see the origins and contradictions of pedagogical ideal of family education in modern Russian society. The value system applied to the Russian tradition forms the content of this ideal. The approach may also be applied for the research of stability and variability of pedagogical reality, as well as for the problem development of family education values in modern Russia.
Paper submitted on: 03.02.2015; Accepted on: 18.03.2015; Published online on: 23.03.2015.

Одной из ключевых тем при изучении современного образования является проблема преемственности его ценностных оснований. Особо значимым становится ее раскрытие в свете звучащей в научно-педагогической среде, на страницах периодической печати, в выступлениях первых лиц государства идеи защиты традиционных ценностей, акцентирующей вопрос их устойчивости и изменчивости. Одной из центральных сфер бытования традиционных ценностей является семья. Современное обращение к изучению природы формирования и развития ценностей семейного воспитания определяется необходимостью изучения степени влияние новых обстоятельств на ценностный мир семьи и интерпретации в таком ракурсе механизма преемственности. Осмысление данного вопроса сопряжено с познанием историко-педагогических фактов и попыткой реконструкции как отдельных элементов процесса динамики ценностей семейного воспитания (условий, факторов и др.), так и ее специфики в целом.

Целью нашего исследования стало выявление и накопление исторических фактов, связанных с динамикой духовно-нравственных ценностей воспитания в семье, а также их последующая педагогическая интерпретация, открывающая возможности для прогностического анализа актуальных вопросов современной педагогики. Проведенное историко-педагогическое исследование охватывало период с VIII в. (Древняя славянская Русь) до1917 г. Поле и направления анализа механизма преемственности ценностей были определены постановкой следующих вопросов:

  1. Как исторически в России складывались традиционные ценности семейного воспитания? При каких условиях эти ценности можно квалифицировать как традиционные?
  2. Сохранялись ли традиционные ценности семейного воспитания в период резких социальных изменений в России во второй половине XIX – начале XX в., и если да, то какие условия этому способствовали?
  3. Каково соотношение традиционных и новых ценностей в аксиосфере семейного воспитания?

Как известно, духовно-нравственные ценности семейного воспитания являются частью национальной культуры, что позволяет при их исследовании выделить ряд методологических позиций на основе аксиологической, антропологической концепций культуры. С позиций экзистенциональной философии культуротворчество людей предстает как осознанное, осмысленное принятие или непринятие тех или иных ценностей современного общества. Именно смыслом «культурная эпоха собирается в единое целое и обретает собственный целостный образ» (М. С. Каган) [1, с. 414]. Осмысление тех или иных предметов и явлений позволяет определить степень их значимости в соответствии с индивидуальными потребностями, возводя в ранг той или иной ценности. Проблема ценности в данном случае предстает как проблема положительной значимости явлений действительности в отношении исторически возникающих человеческих потребностей.

Природа духовно-нравственных ценностей семейного воспитания может быть интерпретирована также в контексте деятельного усвоения явлений культуры. Именно в человеческой деятельности через создание личностных смыслов в явлениях культуры (опредмечивание) с последующим их присвоением, направленным на преобразование действительности и передачу от поколения к поколению истинно «человеческого начала» (распредмечивание), заключается деятельностная сущность категории «ценность». Понимание ценностей семейного воспитания с опорой на категории «деятельность», «потребность», «смысл» позволяет сформулировать следующие положения:

–     все ценности воспитания в той или иной степени связаны с разрешением ключевых проблем существования семьи и спецификой ее потребностей;

–     ценности воспитания уникальны в восприятии их семьей, наполнены значимым для нее смыслом и содержанием, проецирующими цель воспитания в границах пространственно-временной реальности;

–     феномен ценности воспитания оказывается внутренне взаимосвязанным с бытием семьи, сменой видов и форм активности ее членов; в этой связи ценности оказываются выражением потребностно-мотивационной сферы семьи.

Представляется целесообразным разделение ценностей на духовные и нравственные. Критерий разграничения определяется семантическим различением этих понятий. В отношении данного утверждения значимыми являются научные выводы Ю. С. Степанова, сформулированные им в рамках изучения проблемы – «константы русской культуры» [2, с. 40–61]. Культура – совокупность духовных констант; в нашем исследовании – это базовые духовные ценности семейного воспитания. Духовные константы – содержательно подвижная субстанция, претерпевающая изменения под влиянием научных понятий с сохранением первоначальной основы в форме концепта. Концепт как комплементарная совокупность всех понятий несет эмоциональную, ассоциативную, вербальную и иную информацию об объекте (с позиции лингвистики – это слово), определяющую его смысл. Сущность концепта генетически определена исходной формой, делающей его фактором культуры. Содержание концепта задается его последовательным существованием в актуальном и историческом слоях, являющихся результатом культурной жизни разных эпох. Последовательный содержательный переход от одного слоя к другому влечет за собой изменение значения слова в зависимости от перехода имени с одного предмета на другой, заменивший первый предмет в той же самой исходной функции. Подобная логика соответствует закономерностям, выявленным в рамках функциональной семантики, и была применена нами при анализе и классификации ценностей семейного воспитания.

Применительно к изучению духовно-нравственных ценностей семейного воспитания предлагаемый методологический подход позволяет разрешить задачу интеграции педагогического знания в едином контексте: система ценностей; семантика понятий, отраженная в тезаурусе. Это отвечает потребности современной педагогической практики в обобщенном педагогическом знании на фоне существующего разночтения термина «ценности семейного воспитания» и производных от него категорий. Подобные разночтения порождают трудности проектирования воспитательного процесса, в частности, при интерпретации его целевой и содержательной составляющих. Нами сделана попытка снять терминологические противоречия путем построения тезауруса, отражающего специфику предлагаемого подхода к рассмотрению развития ценностей семейного воспитания (см. Прил. № 1). Поясним некоторые понятия, входящие в этот тезаурус.

Актуальность семантического различения ценностей воспитания обусловлена их интерпретацией как ценностей духовного и нравственного порядка. В ряде работ духовные ценности рассматриваются как терминальные, или целевые; обобщенно они выражают идеалы, основные ценностные ориентиры в жизни. Нравственные ценности обусловлены результатом личностного осмысления духовных ценностей. Это инструментальные ценности или ценности-качества людей, средства достижения идеала.

Интерпретируя духовную ценность как обобщенное, абстрактное понятие, ее содержание исследователи понимают как нравственные характеристики, отражающие поведение людей. Представление духовных ценностей через ценности нравственные обозначено в научных работах как процесс операционализации (Н. И. Лапин), основанный на ряде специфических принципов [3]. При раскрытии механизма преемственности ценностей семейного воспитания нами выделяются следующие методологические принципы:

1. Принцип оптимальности: совокупность нравственных ценностей-качеств раскрывает сущностное содержание духовной ценности, ее полноту. Так, в ходе изучения исторического периода с VIII в. до 1861 г. нами было выделено и охарактеризовано 48 духовных категорий семейного воспитания. Среди них:

–     кровное родство (почитание предков, признательность и благодарность предкам, гордость за принадлежность к своему роду);

–     мать (доброта, нежность, заботливость, мудрость, справедливость, терпение);

–     отец (ответственность за семью, мудрость, благочестивость);

–     родительское благословение (любовь к ребенку, желание добра в жизни);

–     супруги (умение сопереживать, сговорчивость, гибкость, желание учиться друг у друга, искусство слушать другого, верность в горе и радости);

–     дом (теплота, гостеприимство, доброжелательность, дружелюбие, опрятность, чистоплотность);

–     брак (моральная ответственность друг перед другом) и другие [4].

2. Принцип действительности: сущность духовной ценности в конкретное историческое время определяется ее нравственными характеристиками, принятыми в качестве нормы в семейном воспитании. Так, если в отношении ценностной категории «труд» на период до 1861 г. ее главными характеризующими нравственными ценностями-качествами были трудолюбие, старательность, добросовестность, то в период второй половины XIX – начала XX в. в структуре описания обнаруживаются такие характеристики, как предприимчивость и профессионализм.

3. Принцип вариативности: в пространственно-временном отношении одна и та же духовная ценность имеет разное толкование, обусловленное жизненными потребностями семьи. Например, как показало исследование, во второй половине XIX в. под воздействием модернизационных процессов российская семья оказалась в ситуации разночтения таких базовых традиционных ценностей воспитания, как:

–     «труд» – вследствие признания труда источником накопления собственности распространяется идея рациональной предприимчивости;

–     «ребенок» – вследствие ориентации членов семьи, их деятельности вне семьи нивелируется экономическое значение многодетности;

–     «кровное родство» – вследствие потребности взрослых детей к самостоятельной жизни наблюдается ослабление родственных связей;

–     «отец» – вследствие экономического ослабления позиции главы дома происходит снижение его авторитета в семье;

–     «мать» – вследствие возрастания социальной активности матери снижается роль материнской любви в воспитании ребенка;

–     «семейный лад» – вследствие игнорирования традиции соподчинения происходит сознательный выход за рамки предписанного статуса (муж−жена, отец−сын, свекровь−невестка и др.);

–     «коллективизм», «соборность», «соседство» – вследствие усиленного культивирования индивидуализма разрушается значимость стремления к единению;

–     «земля» – вследствие капитализации экономики сельского хозяйства происходит перемещение данной категории из ранга источников жизни в ранг источников частной собственности;

–      «нестяжательство» – вследствие ориентации в обществе на достижение и успех акцентируется ценность зажиточной жизни;

–     «вера» – вследствие дополнения религиозного мировоззрения крестьян светскими знаниями и научными представлениями религия приобретает «облик внешней обрядности».

4. Принцип обогащения: постепенное расширение объема содержания духовной ценности за счет накопления семьей ее нравственных характеристик. Так, в отношении духовной категории «брак», наряду с понятиями о моральной ответственности друг перед другом, после 1861 г. стали выступать – физическая и нравственная зрелость как готовность вступления в брак.

Исследование историко-педагогических фактов по проблеме ценностей семейного воспитания позволило зафиксировать нелинейное накопление компонентов семейного воспитания. В разные периоды развития государства преобладающими становились разные духовные ценности и их совокупности, обусловившие разные приоритеты в педагогических идеалах семейного воспитания:

–     добродетельный семьянин (культура Древней славянской Руси VIII в. – 990-е гг.);

–     семьянин−православный христианин (период православного христианства на Руси в 990-е – 1240 г.);

–     семьянин−православный патриот (период монголо-татарского нашествия – XIII в. 1241 г. – сер. XV в.);

–     семьянин−православный патриарх (период становления Московской великокняжеской Руси – сер. XV – XVII вв.);

–     семьянин−православный верноподданный империи (эпоха формирования Российской Империи – XVIII – первая половина XIX в.);

–     семьянин – просвещенный православный верноподданный модернизирующейся империи (период модернизации Российской империи – вторая половина XIX – начало XX в.).

Семья, выступая в своем постоянном статусе субъекта национальной культуры, испытывала на себе влияние социокультурных процессов, что обусловило развитие ценностных оснований практики семейного воспитания. Обозначенные методологические позиции позволили подойти к пониманию механизма такого развития. Во-первых, развитие ценностей семейного воспитания осуществилось по механизму дивергенции. В процессе культурно-исторической эволюции русской семьи наблюдалось расчленение базовых духовных ценностей воспитания на ряд дочерних, им соподчиненных: труд как условие жизни и труд как средство накопления достатка и следующее за этим процессом появление духовных ценностей – «государственная служба» и «профессия». Во-вторых, развитие ценностей семейного воспитания осуществилось по механизму семантической реконструкции как проявление закономерности функциональной семантики. Это обусловило: а) замещение одной духовной ценности на другую, ей равнозначную по смысловому значению, в результате возникновения других ее составляющих нравственных ценностей («складничество» сменилось «кооперацией»); б) возникновение семантической вариации духовных ценностей как следствие актуализации новых составляющих нравственных ценностей («авторитет родительской власти» на «родительский авторитет»).

Обозначенные механизмы развития ценностей семейного воспитания детерминируют проблему их изменчивости. Семья как культурная подсистема общества находилась под воздействием социально-экономических изменений, что послужило источником эволюции ценностных ориентиров ее воспитательной практики. В то же время зафиксированный факт изменчивости ценностей семейного воспитания акцентирует проблему их устойчивости. Нами выявлена совокупность устойчивых доминирующих ценностей, повторяющихся в разные историко-культурные периоды. Данная совокупность представлена как система традиционных национальных духовно-нравственных ценностей семейного воспитания [4]. Проблема устойчивости ценностей семейного воспитания рассматривается нами в контексте понятия «модификация».

Термин «модификация», представленный в энциклопедических изданиях как видоизменение явления, появление у него новых свойств под влиянием внешних условий, не затрагивающее его сущности – генотипа [5, с. 536], используется для объяснения природы устойчивого компонента процесса развития ценностей воспитания. В научно-педагогической литературе в контексте педагогической аксиологии используется термин «преемственное развитие» как результат интеграции традиционного и инновационного [6, с. 4].

Под преемственностью (социальной) в научной литературе понимается связь между явлениями в процессе развития общества, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы [7, с. 248]. Применение категории «преемственное развитие» актуализирует внимание на связи динамических явлений, но не уточняет причину сохранения такой связи. Применение сочетания «преемственно модификационное» к процессу развития в целом и развитие ценностей семейного воспитания, в частности, позволяют такую связь определить как генотип (сущность) изучаемого явления. Введение категории «преемственно модификационное развитие» объясняется необходимостью понимания процесса развития системы ценностей семейного воспитания как ее видоизменения с сохранением (связь динамических явлений) сущностных свойств (источник связи). Таким источником связи, на наш взгляд, являются заглавные духовные ценности семейного воспитания: род, нация, общество, государство, природа. Стремясь к самосохранению, семья принимает в качестве главных воспитательных ориентиров материальные потребности окружающей жизни, но при этом подстраивает данные потребности под свои духовные интересы. Это придает семье как культурному явлению характер самоценности.

Теоретическое обоснование значимости методологического принципа операционализации для интерпретации терминологического сочетания «духовно-нравственные ценности» с позиции «смысложизненных потребностей» позволило подойти к раскрытию механизма динамики ценностей семейного воспитания, на уровне их изменчивости и устойчивости. При этом были сформулированы следующие утверждения:

–     процесс развития ценностей семейного воспитания есть объективный процесс отражения необходимости духовного роста общества;

–     семья как субъект национальной культуры в результате своей активно-адаптивной жизнедеятельности накопила силу самосохранения, самовоспроизведения, саморазвития ценностной основы воспитания;

–      структура педагогического идеала семейного воспитания представлена устойчивым и вариативным компонентами [8].

Так, с учетом преемственности русской православной традиции педагогический идеал семейного воспитания может быть представлен в следующей системе духовно-нравственных ценностей (см. Прил. № 2). Его актуальность, возможность и направления модификации в вариативных условиях развития современной российской семьи нуждаются в отдельном рассмотрении.

Выявленные механизмы динамики ценностей семейного воспитания (дивергенция и семантическая реконструкция) могут стать методологической основой изучения траектории развития и механизмов преемственности других педагогических явлений и процессов с последующим выводом о факте существования (либо нивелирования) самого факта преемственности. Логика подобного исследования может быть определена в соответствии со следующими аспектами изучения педагогической реальности:

–     обоснование характера самоценности педагогических явлений как отдельных культурных целостностей объективной реальности с указанием существенных свойств, определяющих подобную природу характера (в контексте понятия «преемственность»);

–     выявление источника связи сохранения характера самоценности педагогических явлений в рамках отдельных исторических периодов (в контексте категории «модификация»).

 

Список литературы

  1. Каган М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 416 с.
  2. Степанов Ю. С. Константы русской культуры. М.: Академический проект, 2001. 838 с.
  3. Лапин Н. И. Динамика ценностей реформируемой России. М., 1996. 224 с.
  4. Володина Л. О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье: к проблеме смысла // Ценности и смыслы. 2014. № 3. С. 13–28.
  5. Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск: Современный литератор, 2003. 976 с.
  6. Чижакова Г. И. Теоретические основы становления и развития педагогической аксиологии: дис. … д-ра пед. наук. М., 1999. 330 с.
  7. Социологическая энциклопедия: В 2 т. М.: Мысль, 2003. Т. 2. Н.−Я. 863 с.
  8. Володина Л. О. Ценности воспитания в русской семье в контексте традиций Православной церкви // Вестник Православного Свято-Тихоновского Университета. 2014. № 2. С. 42–53.


Приложение 1

Тезаурус

Духовные ценности – обобщенные смысловые образования, отрефлексированные субъектом восприятия и ставшие ориентиром в различных жизненных ситуациях.

Нравственные качества-ценности – смысловые образования, отражающие отдельные аспекты обобщенных смыслов и ставшие ориентиром в аспектно-конкретных жизненных ситуациях.

Национальные духовные и нравственные ценности – относящиеся к культуре определенной нации смысловые образования.

Региональные духовные и нравственные ценности – особенные смысловые образования, возникающие в специфических условиях региона.

Национально-региональные духовные и нравственные ценности – ценности нации, приобретшие определенные особенности в условиях конкретного региона.

Общие духовные и нравственные ценности – идентичны национальным (общенациональным).

Заглавные духовные ценности – духовные универсалии, играющие роль мировоззренческих ориентиров в семье; объективно данные семье явления, в структуру которых она органично вписана, имманентно им присуща (род, нация, общество, государство, природа).

Базовые духовные ценности – производные от заглавных духовные константы, сохраняющиеся во времени и определяющие все содержание нравственных характеристик семейного воспитания.

Доминирующие духовные и нравственные ценности – наиболее значимые смысловые образования, приобретавшие главное значение для семейного воспитания в разные исторические периоды.

Приоритетные духовные и нравственные ценности – главные для разных социальных институтов смысловые образования (семьи, государства, религии, педагогической науки, общественных организаций) в их воздействии на семейное воспитание.

Позитивные духовные и нравственные ценности – смысловые образования, признаваемые социальными институтами в качестве положительных в конкретный исторический период.

Традиционные духовные и нравственные ценности – устойчивые, переходящие от одного поколения к другому смысловые образования, унаследованные от предшествующих поколений, предшествующего опыта семейного воспитания.

Новые духовные и нравственные ценности – вновь появляющиеся под влиянием изменившихся обстоятельств и ценностно-смысловых потребностей семьи смысловые образования.

Современные духовные и нравственные ценности – ценности, проявляющиеся в настоящее время, как результат сочетания традиционных и новых ценностей.

Духовно-нравственное воспитание − процесс взаимодействия и взаимопревращения конкретных нравственных качеств-ценностей и обобщенных духовных ценностей в устойчивые личностно-смысловые образования (ценностные ориентации) в специально созданных педагогических условиях.

Духовно-нравственные ценности воспитания – целостное явление культуры, отражающее потребностно-мотивационную сферу ее социального субъекта в области ценностей воспитания как личностно-смысловых образований, упорядочение которых в границах пространственно-временной реальности данного субъекта задается принципом: нравственные ценности воспитания есть выражение ценностей духовных, из них происходят и их определяют.

Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье − феномен русской культуры, отражающий потребностно-мотивационную сферу русской семьи как культурной подсистемы общества, где сущность духовных ценностей определяется ценностями нравственными, проецирующими цель, смысл и содержание ее воспитательной практики в границах пространственно-временной реальности.

Педагогический архетип – базисный элемент педагогического процесса, формирующий константные парадигмы его толкования, закрепленные в основополагающих ценностно-смысловых установках.

Педагогический архетип как элемент культуры – базисный элемент педагогического процесса, ставший устойчивым ценностным смыслом в ходе его культурной трансформации и определяющий в динамике константные парадигмы его толкования.

Педагогический идеал – целостное представление о высшем образце подражания, воплощение которого в практику воспитания определено целью соответствия такого идеала требованиям актуальной исторической ситуации развития общества, имеет значение просвещения (педагогический) как условие достижения интеграции образовательного пространства на конкретной территории.

Педагогический идеал как элемент культуры – целостная система высшего образца подражания, воплощение которого в практику воспитания конкретного исторического времени определено целью соответствия процессу его преемственно модификационного развития, предусматривающего изменение с сохранением составляющих его структуру ценностей; устойчивым компонентом структуры такого идеала выступает педагогический архетип.

Педагогический капитал – ценностный ресурс (потенциал) прогрессивного развития педагогических явлений.

Культурно-педагогический капитал – ценностный ресурс (потенциал) прогрессивного развития педагогических явлений, определенный его позитивной ролью в обществе, позволяющий понимать и оценивать траекторию эволюции педагогических явлений в процессе их культурной трансформации.

Система духовно-нравственных ценностей воспитания – системный элемент культуры, представленный упорядоченной совокупностью ценностных приоритетов воспитания, позитивная значимость которых определяется их вовлеченностью в сферу общественной жизнедеятельности.

Система духовно-нравственных ценностей семейного воспитания – интегральное понятие воспитательной практики семьи, включающее в себя ценностные аспекты ее жизнедеятельности как малой группы (социальная общность, связанная родственными отношениями), социального института (социальная общность, включенная в социальную матрицу) и культурной подсистемы общества (социальная общность, интегрированная в процессы культурного развития).

Ценностный потенциал семейного воспитания в России – упорядоченная совокупность духовных и нравственных ценностей семейного воспитания, сложившаяся в силу исторически позитивной роли семьи как культурной подсистемы общества и представляющая собой в конкретную эпоху ресурс прогрессивного поступательного развития практики семейного воспитания в значении культурно-педагогического капитала такого воспитания.

Преемственно модификационное развитие – изменение явлений действительности в процессе их эволюции с сохранением (связь динамических явлений) их сущностных свойств (источник связи).

Преемственно модификационное развитие системы духовно-нравственных ценностей семейного воспитания – изменение в процессе эволюции такой системы с сохранением ее сущностных свойств, определенных жизнедеятельностью семьи как малой группы, социального института, культурной подсистемы общества в ее заглавных духовных ценностях: род, нация, общество, государство, природа.

Социальная идентификация системы ценностей семейного воспитания как культурной подсистемы общества – отождествление обществом такой системы ценностей как его культурного элемента, позитивная оценка системы обществом.

Социальная интеграция системы ценностей семейного воспитания как культурной подсистемы общества – установление оптимальных связей между системой ценностей и обществом с целью встраивания такой системы в культурно-исторический процесс.

 


Приложение 2

Система духовно-нравственных ценностей воспитания на примере русской православной семьи

Системные основы духовно-нравственных ценностей воспитания  

 

Духовные ценности

(базовые)

 

 

Нравственные качества-ценности

и формы их реализации в семейной практике

 

 

Семья как субъект национальной культуры

 

 

Заглавные духовные ценности семьи: род, нация, общество, государство, природа

 

1. Культурно-национальная и кровная самоценность семьи Кровное родство (единоначалие) почитание предков, признательность и благодарность предкам, гордость за принадлежность к своему роду, знание своей генеалогии
Ребенок (смысл и высокое назначение семьи) прилежание, почтение родителей, ответственность за их старость, воспитание в ребенке чувства собственного достоинства личностных идеалов, самодеятельности, инициативности
Детство (сензитивный период становления ребенка как личности) ответственное отношение родителей к периоду детства, проявляющееся в обеспечении условия для сознательного понимания детьми себя как личности
Совершеннолетие детей (правоспособность) осознанная готовность, способность к самостоятельной жизни
Родители (источник продолжения  рода) Мать (духовная настоятельница)   Материнство (достоинство матери)         Отец (прародитель)   Отцовство (кормилец, защитник, покровитель) ответственность перед ребенком за его жизнь, настоящую и будущую   доброта, нежность, заботливость, мудрость, справедливость, предупредительность, терпение, способность к воспитанию ребенка, педагогическая культура ответственность за семью, мудрость, опытность, разумность проницательность   способность к воспитанию и содержанию ребенка, педагогическая культура
Родительский авторитет (нравственная значимость в глазах детей) ответственное поведение старших в отношении всех членов семьи во всех видах деятельности
Родительство (нравственная зрелость в отношении деторождения) понимание значимости предназначения семейной жизни, потребность в детях, ответственность за деторождение перед родом, государством и церковью
Воспитание (процесс формирования духовно-нравственной основы личности) сознательность, просвещенность в вопросах воспитания
Родительское благословение (потенциальная сила для достижения благополучия, успешности) любовь к ребенку, желание добра в жизни    
Родительское наставление (поучение, наказ) житейская мудрость, опытность
Крестные родители (восприемники от купели)   крестные мать и отец (духовные покровители) православная мудрость     ответственность за духовное воспитание, благонравие
Гражданское родство (опекунство как восполненное родство) духовная зрелость, физическая и хозяйственная дееспособность, материальная обеспеченность
Супруги (повенчанная чета, единство духовного и физического)   Муж (домовладыка, защитник, советчик)     Жена (спутница жизни, советчица) умение сопереживать       быть достойным уважения, способность к хозяйственно-распорядительной деятельности, твердость воли, социальная активность   привлекательность, чуткость, способность к хозяйственно-экономической деятельности, добродетельность, деловой партнер
Дом (кровнородственная локализация) теплота, гостеприимство, дружелюбие, доброжелательность, чистоплотность, хлебосольство, радушие, щедрость, услужливость, домовитость
Семейный лад  (единение, внутренняя согласованность) уважительность друг к другу, почтительность, послушность, приноравливание, уступчивость
Семейный совет (совместное обсуждение, коллегиальность) уважительное отношение к мнению члена семьи, справедливость в оценке мнения, равнозначность каждого
Венчание (нравственный договор брачующихся для совместной жизни, рождения и воспитания детей) взаимная верность, целомудренность в отношениях, предшествующих браку
Брак  (духовно-нравственный
союз)
моральная ответственность друг перед другом, физиологическая и нравственная зрелость как готовность к вступлению в брак
Кровное свойство (породненность двух родов в результате брака – сватовство) доброжелательность, желание прийти на помощь в трудной жизненной ситуации
Свадьба (символ приближения естественного состояния целости мужского и женского начал) почтение свадебных ритуалов как признание их значимости в семейной жизни – гармонии, чадородия, достатка

 

Супружеское сожительство (душевная и физическая близость) взаимная привязанность
Любовь (взаимно душевное проникновение) заботливость, доверительность, жалостливость, искренность
Целомудрие (чистота души и тела) скромность, стыдливость
 
2. Природно-географические основы русской семьи и семейного воспитания Жизнь (дар природы человеку) жизнелюбие, активная жизнедеятельность
Природные богатства (всеобъемлющий источник бытия, блага жизни) почтительность, чуткость, сострадание, бережливость, наблюдательность
Земля (источник жизни, плодородие) бережное отношение к земле, забота о ее плодородности, знание законов природопользования
Добро (полезное деяние) доброжелательность, добротолюбие, добродушие
Вера (мировоззренческая позиция, смысл жизни) уверенность, целенаправленность, целеустремленность
Надежда (оптимистическая вера в жизнь) оптимистичность, жизнерадостность, терпение, остроумие, умение преодолевать трудности спокойно, с достоинством, твердость характера в преодолении трудностей, сила воли, вера в свои силы противостоять трудностям
Труд (условие жизни) трудолюбие, потребность трудиться, упорство, старательность, добросовестность в труде, настойчивость, терпение, энергичность, находчивость, мастерство, деловитость, чувство гордости за результаты своего труда, дисциплинированность, самоорганизация, умение спланировать рабочий день
Хлеб (средство жизни) трепетное отношение к хлебу
Здоровье (единство физической и духовной силы) сила, выносливость, работоспособность, крепость, потребность в сохранении здоровья, ловкость, проворность, устойчивость, сопротивляемость негативным явлениям внешней среды
Красота (эстетическое наслаждение) стремление к красивому и изящному  
Искусство (творческое осмысление действительности) избирательность, наблюдательность, чувственность
 
3. Общественно-государственные основы русской семьи и семейного воспитания Родина (Святая Русь) патриотизм, героизм, мужество, полезность Родине, верность ей, любовь и верность родительскому краю, знание его истории
Государство (централизованное правовое единовластие) Гражданин (национальное сознание) законопослушание, правовая солидарность   национальная гордость, национальное достоинство, чувство долга в отношении к военной службе
Отечество (единство: государство, народ, родная земля) верность идеям государственной власти, народу, родной земле
Образование (процесс развития мыслительных способностей личности) образованная личность, сознательное просвещение
Церковь (место единения человека с Богом) благонравие, почтительность
Соборность (братское единство по благодати Божьей) милосердие, сопереживание, житейская отзывчивость
Профессия (источник дохода и достатка, полезность результатов личного труда) профессионализм, жизненная активность, личная творческая инициатива, целеустремленность, стремление к достижению и успеху в обществе, улучшению своего положения в повседневной жизни
Экономическая самостоятельность семьи (условие блага, достатка) стремление к достатку, чувство уверенности, хозяйственная распорядительность
Частная собственность (полученное государством право личного имущественного владения) хозяйственная предприимчивость, рациональность, уважение чужих полномочий, хозяйственная солидарность
Нестяжательство (символ стабильности, надежности экономической самостоятельности семьи) хозяйственная рациональность, прагматичность
Коллектив (материально-духовное единение) ответственность, обязательства друг перед другом  
Соседство (пространственная близость межличностных отношений) открытость, доверительность уживчивость, дружелюбие, сознательность, благоразумие
Человек (индивид) гуманизм, альтруизм
Индивидуальность (нравственная ценность личности, самобытная личность) самостоятельность деятельности, собственная позиция
Личность (система социально значимых качеств) нравственная зрелость, стремление к совершенству, сознательная социально-созидательная деятельность
Доверие (основа межличностных отношений) уверенность в гуманности поступка другого, доверительность
Свобода (полнота жизни) свободолюбие, духовная самостоятельность, чувство собственного достоинства
Правда (истинность) честность, бесхитростность, прямодушие, совестливость, верность слову, искренность
Право (сознание должного в отношении к себе и другим) понимание ответственности перед обществом
Равенство (равноценность каждого) признание и уважение прав другого, справедливость
Репутация (общественное мнение) стремление к положительному мнению в обществе о себе, поддержание положительной репутации о себе, высокие требования к себе
Достоинство (уважение своих высоких моральных качеств, самоуважение) ощущение собственной значимости в общественном деле, умение признавать в себе и в других положительные качества
Гражданский мир (спокойствие, согласие)   миролюбие, дружелюбие, уважение чужой самобытности, терпимость к чужим мнениям, поведению, умение ладить с другими, толерантность

 

 

 



Просмотров: 8165; Скачиваний: 901;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2015.2725