ISSN 2308-7234

Автор Тема: Образование и самообразование - варианты определения сферы личных интересов  (Прочитано 3573 раз)

В течение жизни каждый человек для себя выстраивает индивидуальный образовательный маршрут. Так было в Древнем мире и в Средневековье (конечно только для тех, кто к образованию имел доступ), в Новое время и в XX веке. Сегодня ситуация если и изменилась, то лишь в лучшую сторону: у человека появилось большое количество возможностей планировать свой образовательный путь, включая в него порой абсолютно противоположные друг другу направления.  При этом образование (которое может пониматься как несамостоятельное обучение, получение «готовых» знаний от других) и самообразования (чаще всего воспринимаемое как самостоятельный поиск знаний) на сегодняшний день не просто дополняют друг друга, а имеют сложные взаимосвязи. В этом я смогла убедиться на собственном опыте.
Пять лет обучения в университете по специальности «история» показали, что официальное образование не удовлетворяло не только и не столько запросам общества (проблем с трудоустройством – одним из основных вопросов, волнующих молодых людей сегодня, – как в период студенчества, так и сразу после него у меня никогда не было), сколько моим внутренним установкам. Обучение показало, что, самообразование необходимо было именно для того, чтобы испытывать внутренний комфорт, а не для галочки в графе «дополнительное образование».  Во-первых, даже с самого начала какого-либо предмета может не хватать знаний для его успешного освоения, что заставляет самостоятельно обращаться к дополнительным источникам, учиться находить и отбирать действительно нужную информацию.  Во-вторых, преподаватель не всегда может/хочет полностью раскрыть свой предмет, что в свою очередь требует  дальнейшего углубления студента в изучение дисциплины. И это дальнейшее освоение может натолкнуть человека на новые идеи, помочь понять более точно область интересов.  Именно подробное самостоятельное изучение одной из дисциплин, которая меня заинтересовала, предопределило дальнейший маршрут уже «официального» обучения и перевело из разряда студента-специалиста в разряд магистранта.
Самообразование, на мой взгляд, помогло мне понять, что диапазон интересов человека не может и не должен ограничиваться той областью знаний, которую он выбрал для себя основной в период получения официального образования. Оказалось, что можно и нужно углубляться в смежные с интересующей наукой области, ведь именно изучение ранее неизвестных/непонятных фактов выводит на новые идеи. 

Комфортно не всегда значит, что продуктивно. Комфорт - остановка в прогрессе в продвижении дальше. Например: "Мне комфортно сидеть и играть в компьютерные игры". Но как это меня продвигает вперед? Связано ли это с моими планами и целями? Как это может помочь обществу?? Для меня самообразование - это то, что помогает человеку выработать рабочую "формулу победы" для реализации себя и своих планов. Дело в том, что преподаватель может дать свою формулу победы студентам. Возможно она у него работает, а возможно и давно не работает, но при этом ему комфортно жить с этой формулой, так как она когда-то работала и продвинула его. Возможно эта формула подойдет вам, а может быть и нет. Для поиска своей "формулы победы" и необходимо самообразование.

Александру Александровичу (вступаю с Вами в диалог).

По поводу "формулы победы", передаваемой учителем ученикам в контексте "непрерывности", мне пришли на память некоторые строки. А.И. Герцен в свое время писал: "Условная нравственность, условный язык; им мы передаем веру в ложных богов нашим детям, обманываем их так, как нас обманывали родители, и так, как наши дети будут обманывать своих".

А почему ученик должен что-то перенимать у учителя? Н.А. Добролюбов однажды отметил: "Какая же голова может переварить такое умозаключение: вот черта – пятнадцать, двадцать лет,– до которой ведут тебя, заставляя беспрекословно и безусловно слушаться других; это делается для того, собственно, чтобы, перешедши через эту черту, ты умел бороться с другими".

Н.И. Пирогов предупреждал: "Общества, приготовляющие себя к социальному перерождению, не могут не увлекаться воспитанием, обещающим сделать из людей манекенов свободы. Главная немощь духа есть, именно, односторонность его стремлений на пути прогресса. […] Надо помнить,что излюбленное передовыми умами, а за ними и целым обществом, направление истины всегда временно".

А потому вопрос. Зачем в вопросе самообразования нам нужен учитель и его "формула победы"?

Интересно. В книжке Епископа Алексия «Самовоспитание и средства его» (1913 г.) под самовоспитанием он понимал «саморазвитие […] до указанной от природы меры» (эта мысль нам понадобится). И.С. Аксаков (чуть ранее) также обращался к этой теме под необычным углом. Он писал: «Удивительное дело! Казалось, исчез народ, сам забыл о своем существовании, – и вот кафедра ученого исследователя возвращает его к жизни, и полумертвый труп оживает, согретый солнцем мысли!». Народ, в его представлении, это «цельное явление, то новое лицо, которое называется народом и в котором исчезают все отдельные личности», обладающее уникальным сознанием. Задача, стоящая перед научным и педагогическим сообществом, состоит в том, чтобы помочь ещё не окрепшим личностям достичь уровня единения со своим народом, т.к. «все, в каждой стране, граждански живущей, существует из народа, народом, ради народа». «Отдельные лица уже особым, новым действием пересознания постигают мысль, вырабатываемую народным творчеством. Это постижение народной мысли личным сознанием есть уже новая ступень в жизни народной – народное самосознание. Это самосознание совершается в обществе». Именно общество, являясь производным от народа должно быть поставлено на первый план, отодвинув государство, которое не выражает народное самосознание, а лишь может быть уподоблено «коре дерева», покрывающей «сердцевину»  последнего – народ . Проявлением же подобного приобщения к народу станет образование, «притом не в значении одного умственного образования, а в значении личного духовного развития вообще, такого развития, которым нарушается однообразие и безличность непосредственного народного бытия, но нарушается именно тем, что дух народа сознается и самое народное единство ощущается яснее и живее. […] такого развития, при котором личность, поглощаемая до сих пор в народе и не существующая в нем сама по себе, обретает себя вновь, ощущает себя как единицу народную[…]и получает возможность постижения мысли народной личным сознанием".