ISSN 2308-7234

Автор Тема: Пространство и время аутодидактики  (Прочитано 5136 раз)

Вероятно, феномен самообразования (аутодидактики) предполагает существование множества дополнительных языков описаний (в принципе, каждый человек, находясь в этом пространстве, так или иначе, создает некоторую индивидуальную "концептосферу"). И, тем не менее, говоря о проекции самообразования на социальный и институциональный ландшафт, мы неизбежно приходим к проблемам карьеры, ее построения, оценки успешности и др. Тема, которую бы хотелось обсудить, в этой связи - где, когда (и, соответственно, в какой степени) возможны современные карьеры - ученого, преподавателя, просветителя. Здесь не обойтись без углубленных case-studies: как меняются карьерные стратегии и, самое главное, ресурсы и возможности построения индивидуальных карьер, в зависимости от поколения, региона проживания, профиля деятельности и др. Возможно, имело бы смысл провести экспериментальные исследования этой проблемы?

Re: Пространство и время аутодидактики
« Ответ #1 : 03 Июль 2014, 16:50:13 »
Мне кажется, карьера и самообразование ученого, преподавателя и просветителя имеет два пути - это научная деятельность: написание диссертации, например, и практическая деятельность - работа со школьниками, студентами, социальными организациями города. Можно, конечно, совмещать эти две ветки - что чаще всего и делает современный молодой преподаватель.

Ignasheva

  • Новичок
  • *
    • Просмотр профиля
Re: Пространство и время аутодидактики
« Ответ #2 : 24 Июль 2014, 13:30:44 »
Совершенно согласна с Екатериной Анатольевной по поводу существования двух основных путей самообразования и карьеры и их совмещения в данном случае. Но, надо сказать, что люди, которые занимаются научной деятельностью, как основной (например, в НИИ) зачастую считают тех, кто совмещает педагогическую деятельность (преподавание в ВУЗе) и написанием диссертаций - "ненастоящими учеными" :). В ряде случаев, действительно, возникает вопрос о качестве научных исследований, которые ведутся параллельно с преподаванием (я имею в виду, в основном, естественнонаучные специальности). В то же время, люди работающие в научных лабораториях в почти обязательном порядке занимаются и педагогической деятельностью, т.е. также принимают участие в учебном процессе: ведут у студентов практики, читают спецкурсы, курируют написание дипломных работ и диссертаций и т.д. И, нужно сказать, что подходы к ведению занятий у них отличаются от подходов их коллег: ученые меньше внимания уделяют каким-то особенным "педагогическим" моментам, обучая студентов тому, что знают и умеют сами, при этом не стремясь стать "настоящими преподавателями". Это такое жизненное наблюдение.
А вот человек, который пошел по пути ВУЗ - аспирантура || преподавательская деятельность, конечно, имеет более академические подходы к обучению студентов. Только вот, если его профессиональный рост ограничивается защитой диссертации и получением звания кандидата наук, то и преподавание его зачастую остается "энергичным бегом на месте".... Т.е. я хочу сказать, что получается, если сам преподаватель не стремится к знаниям, к изучению нового в рамках своего предмета, специальности, профессии преподавателя, то и ведет он свои предметы шаблонно, не зажигая в студентах интереса к учебе и развитию. К счастью, таких людей немного, а большинство наших преподавателей - самые настоящие аутодидакты.
Кстати, на мой взгляд, самым положительным образом на способность и стремление к самообразованию у преподавателей влияет опыт работы в различных сферах и структурах. Когда человеку есть с чем сравнить и он знает по своем опыту, что есть "другие способы жизни" у него сознание становится более гибким, если так можно выразится  :).

Re: Пространство и время аутодидактики
« Ответ #3 : 21 Август 2014, 18:25:49 »
Уважаемые коллеги, сегодня в англоязычном пространстве можно встретить такой термин как PAH (Pedagogy-Andragogy- Heutagogy) continuum.Концепции педагогики и андрагогики известны более широко, а  с понятием хьютагогики   можно ознакомиться в статье Е.В. Игнатович. Основную мысль ПАХ ( Педагогика- андрогогика - хьютагогика) континуума можно описать через  движение от обучения к учению и самоучению. Термин подразумевает единство образовательного пространства и необходимость сочетания различных принципов и подходов к обучению и воспитанию по мере становления личности, ее взросления, самоопределения, роста субъектности и автономности.
Анализируя основные черты, можно заключить, что андрагогика и хьютагогика развивают идею субъектности, самоопределения и самостоятельности личности в образовательной деятельности.
 Концепции андрагогики и хьютагогики в рамках ПАХ ( Педагогика- андрогогика - хьютагогика) континуума являеются продолжением педагогической мысли и не противоречат ей. По мере развития субъекта меняется и образовательная концепция. Н. Каннинг  считает , что по мере развития автономности субъекта ему требуется все меньше сопровождения со стороны педагога. Логика ПАХ континуума (PAH Continuum) отражает движение человека к саморазвитию и самообразованию. Однако далеко не каждый готов к самообразованию, поэтому одной и первоочередных задач педагога сегодня становится подготовка человека(ученика, студента, взрослого) к самообучению и самообразованию.  На мой взгляд, аутодидакт обладает определенным набором личностных качеств, которые делают самообразование возможным, возможно, одним из условий становления аутодидактом можно рассматривать высокий уровень субъектности как интегрального качества личности, которое предполагает самостоятельное целеполагание, деятельность и рефлексию.
« Последнее редактирование: 21 Август 2014, 19:57:17 от Шеманаева Мария Александровна »

Татарина Т. М.

  • Новичок
  • *
    • Просмотр профиля
Re: Пространство и время аутодидактики
« Ответ #4 : 29 Август 2014, 16:11:11 »

Могу я ли я называть себя аутодидактом?  С одной стороны, не могу. Исходя из определения, получается, что обучаясь несамостоятельно ( школа, университет) меня нельзя подвести под этот термин. С другой стороны, после окончания университета, практически все мои знания были получены по собственной инициативе, хоть и в рамках курсов ПК, аспирантуре, зарубежных стажировках. Самообразование приобрело более индивидуальный целенаправленный характер. Возможно я и есть современный аутодидакт в море предлагаемых возможностей.
Насколько успешна моя стратегия самообразования? Складывается ощущение, что порой мои порывы несколько хаотичны. Темп работы высок и не всегда есть возможность остановиться, поразмыслить, обсудить с более компетентными людьми, где и когда лучше всего развивать новые качества и умения. Уверена, что многие коллеги следуют по подобному маршруту профессионального роста. Возможно, также, как и я, коллеги задают себе вопросы о том, что ими движет, как рациональнее выстроить траекторию самообразования. Безусловно, исследование в данной области считаю необходимым. Возможно, результаты эксперимента помогут воспитать современных аутодидактов, которые с легкостью и удовольствием взойдут на профессиональный Олимп.

Елена Игнатович

  • Администратор
  • Новичок
  • *****
    • Просмотр профиля
Re: Пространство и время аутодидактики
« Ответ #5 : 24 Сентябрь 2014, 09:40:44 »
Коллеги, здравствуйте!
Мне кажется, что аутодидакты это особая категория людей, владеющих инструментами проектирования собственных образовательных систем, маршрутов и определенным набором личностных качеств. Не всякий обучающийся самостоятельно является аутодидактом.